Под самоопределением личности психологи понимают процесс и результат сознательного выбора личностью собственных позиций, целей и средств самосуществования в конкретных обстоятельствах жизни.
Особой формой самоопределения личности является профессиональное самоопределение, ядром которого является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических возможностей.
В отношении обучающихся актуальным является понятие готовности к профессиональному самоопределению. Готовность к профессиональному самоопределению предполагает умение ставить цель выбора профессии, составлять программу действий для ее достижения, осуществлять самоконтроль и коррекцию процесса реализации этой программы. Наличие всех этих умений характеризует сформированность субъектной позиции личности.
По определению В.И. Слободчикова, субъектная позиция – это устойчивая система отношений человека к миру, другим людям и самому себе, позволяющая ему совершать жизненные выборы и поступки, основными критериями которых являются принятые личностные ценности.
Субъектная позиция является сложным, многосоставным качеством. Оно предполагает высокий уровень владения определенными компетенциями, которые позволяют человеку ставить цели на основе ценностей, достигать их, подбирать достойные ценностей средства, то есть управлять своей деятельностью на основе ценностей. Среди требуемых компетенций, особенно важную роль играет компетенция ответственного выбора. В то же время, в содержание субъектной позиции входят и сами ценности, как лично принятые человеком обязательства и нормы перед самим собой и другими людьми. В связи с этим, основной целью педагогической деятельности по достижению личностных результатов образования является создание условий для развития субъектной позиции обучающихся.
По мнению Бегловой Т.В. и Битяновой М.Р. важнейшим инструментом развития субъектной позиции обучающихся является образовательная ситуация – деятельность, которая проектируется взрослым под задачу развития субъектной позиции и включает самого учителя и его учеников.
Структура образовательной ситуации соответствует структуре деятельности. Деятельность, на основе которой выстраивается образовательная ситуация должна иметь ценностные основания.
Слободчиков В.И выделяет следующие этапы формирования субъектной позиции:
В процессе перехода от одного этапа к другому возрастает степень самостоятельности в осуществлении деятельности.
Включение обучающихся в деятельность, организованную в рамках образовательных ситуаций, обеспечивает формирование субъектной позиции в деятельности по осуществлению выбора, то есть компетенцию ответственного выбора. Поэтому организация образовательных ситуаций, направленных на развитие субъектной позиции обучающихся, может рассматриваться в качестве ключевого способа формирования компетенции ответственного выбора. Для реализации данного способа необходима специальная образовательная среда. Содержание, на котором выстраиваются образовательные ситуации, должно обеспечить возможность организации деятельности детей по осуществлению выбора.
В зависимости от возраста обучающихся и (или) развитости субъектной позиции можно выделить три уровня образовательной ситуации:
В ситуациях, построенных на ценностном образце, дети осваивают ценностный образец и учатся выстраивать свои действия на основе его. Ситуации ценностного выбора позволяют ученикам моделировать проблему выбора и пути их достижения. Дети учатся сравнивать цели или пути их достижения по ценностным критериям и делать выбор. Ситуации, построенные на ценностном приоритете, предполагают осмысление предложенной проблемы с ценностной точки зрения и проектирование деятельности на основе данной ценности. На всех уровнях проектируемые образовательные ситуации имеют одну и ту же структуру. Главными различиями являются степень участия педагога и уровень самостоятельности обучающихся при совершении выбора.