Наименование инновационного проекта
Формирование субъектной позиции обучающихся как основы для их профессионального самоопределения
Основная идея инновационного проекта
Одним из основных личностных результатов выпускника школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования является готовность к профессиональному самоопределению («осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов»). Василюк Ф.Е. трактует выбор как действие субъекта, которым он отдает предпочтение одной альтернативе перед другой на определенном основании. Для того чтобы выбор был осознанным, необходимо, чтобы человек управлял собственной деятельностью по осуществлению выбора, то есть был субъектом этой деятельности. Следовательно, развитая субъектная позиция является основой для формирования готовности к профессиональному самоопределению. На сегодняшний день в педагогической практике наблюдаются противоречия:
между требованиями федеральных государственных стандартов к формированию у старших школьников субъектной позиции в обучении как основы их готовности к профессиональному самоопределению и недостаточной работой по формированию субъектной позиции на предыдущих уровнях образования;
между необходимостью целенаправленной работы по формированию субъектной позиции обучающихся на всех уровнях общего образования и недостаточной подготовкой учителей к проведению этой работы.
Необходимость разрешения этих противоречий определила цель инновационного проекта: создание образовательной среды, обеспечивающей формирование субъектной позиции обучающихся как основы для их профессионального самоопределения.
Работа по достижению цели разбита на два этапа:
Описание модели образовательной среды включает в себя:
Результатом проделанной работы по созданию модели должна стать выработка единого представления у всего педагогического коллектива о значимости формирования субъектной позиции обучающихся для их профессионального самоопределения, о том, что необходимо делать каждому учителю и всему коллективу в целом, чтобы обеспечить непрерывный и целостный процесс формирования субъектной позиции на всех уровнях образования.
На этапе реализации разработанной модели организуется работа педагогической лаборатории, творческих групп по проектированию технологии формирования субъектной позиции, разработке инструментария, позволяющего оценить уровень сформированности субъектной позиции обучающихся и их готовности к профессиональному самоопределению.
В соответствии с технологией, разработанной педагогической лабораторией, учителя разрабатывают и реализуют образовательные ситуации (уроки, образовательные события, внеурочные занятия), направленные на формирование субъектной позиции как необходимого условия профессионального самоопределения обучающихся.
Контроль результативности реализации проекта должен осуществляться при помощи диагностики уровня сформированности субъектной позиции обучающихся и их готовности к профессиональному самоопределению. Проведение диагностики планируется в течение всего периода реализации инновационного проекта.
Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту
Проблеме готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в современной психолого-педагогической литературе уделено достаточно много внимания. Существуют различные подходы к трактовке понятия «готовность к профессиональному самоопределению». Е.В. Ананьина на основе анализа литературы среди элементов готовности к профессиональному самоопределению называет существование способностей к самоуправлению (умение ставить цель выбора профессии, составлять программу действий для ее достижения, проводить самоконтроль и коррекцию программы). Таким образом, можно проследить связь между готовностью к профессиональному самоопределению и сформированностью субъектной позиции.
Авторы отдельных работ говорят о том, что начинать формировать готовность к профессиональному самоопределению надо с начальной школы. Но практически отсутствуют работы, которые бы показывали, как можно выстроить систему работы на всех уровнях образования. В имеющихся разработках по организации профориентационной работы в начальной и основной школе акцент делается на знакомстве с различными профессиями, диагностике способностей.
Теоретические обоснования формирования субъектной позиции изложены в работах В.В. Давыдова, В.И Слободчикова, Е.И. Исаева.
Подходы к проектированию технологии формирования субъектной позиции представлены в работе М.Р. Битяновой, Т.В. Бегловой. «Развитие субъектной позиции учащихся: Опыт педагогического проектирования».
На данный момент отсутствуют разработки, где был бы представлен практический опыт поэтапного формирования субъектной позиции обучающихся от начальной школы до старшей школы. Имеются только разработки по отдельным темам.
Обоснование значимости реализации инновационного проекта для развития системы образования в Свердловской области
Представленный проект может служить для развития системы образования в Свердловской области, так как полученные результаты его реализации могут быть распространены через различные формы, в первую очередь, через организацию стажерской площадки на базе гимназии для администрации и педагогических работников образовательных организаций области. Это будет способствовать:
Цели и задачи инновационного проекта
Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование субъектной позиции обучающихся как основы для их профессионального самоопределения
Сроки реализации инновационного проекта
3 года: с сентября 2020 г. по декабрь 2023 г.
Объем и источники финансирования реализации инновационного проекта
Финансирование реализации инновационного проекта планируется по следующим направлениям:
Общий объем финансирования за 3 года – 1 млн. 340 тыс. рублей
Источники финансирования: бюджетные средства, внебюджетные средства, благотворительные средства, спонсорская помощь, гранты.
Основные результаты реализации инновационного проекта
Результаты-эффекты:
Результаты-продукты:
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта
Распространение и внедрение результатов проекта может осуществляться через: