Главная » Проекты инновационной деятельности в сфере образования » АРХИВ » Развитие технического творчества, формирование инженерного мышления » ГБОУ СПО Свердловской области «Нижнетагильский педагогический колледж № 1» » Аннотация




   Одной из приоритетных задач системы образования Российской федерации в целом и Свердловской области в частности, является создание комплекса условий, обеспечивающих подготовку инженерных кадров для предприятий промышленного комплекса, что является залогом стабильного развития данного сектора в экономике страны и региона. Поиск путей для существенного повышения результативности подготовки инженерных кадров определяет необходимость разработки и апробации образовательных программ, ориентированных на реализацию поставленной стратегической задачи. Одной из таких программ является Сетевая образовательная программа «Юный инженер», которая реализуется ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1» с 2015 г. по 2018 г.

    Региональная инновационная площадка имеет официальный утвержденный логотип (автор: Брюханов Сергей Анатольевич).

Научный руководитель: Никокошева Наталья Геннадьевна, директор, кандидат педагогических наук.

Научные консультанты:

  • Попов Семен Евгеньевич, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, доцент, профессор кафедры естественных наук и физико-математического образования филиал ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г. Нижний Тагил;
  • Милютина Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, начальник учебного центра дополнительного профессионального образования ФПК «Нижнетагильский институт испытания металлов».

Руководитель: Куприянова Галина Викторовна, заведующая отделом конкурсных программ и проектов.

    Разработка и внедрение такой единой многоуровневой образовательной программы для развития инженерного мышления у обучающихся дошкольных и начальных образовательных учреждений осуществлена на основе реализации поточного взаимодействия образовательных, научных, общественных и промышленных организаций Горнозаводского округа. Основным направлением программы является создание условий для инженеризации ступеней дошкольного и начального образования, в период которых осуществляется формирование теоретического и эмпирического мышления и развитие основных способностей обучающихся этого возраста. Программа реализуется на основе экономического кластерного подхода в рамках взаимодействия всех субъектов системы подготовки инженерных кадров – от работодателя до педагога. Она ориентирована не только на обучающихся системы дошкольного и начального образования, но и на подготовку будущих педагогических работников, от действий которых будет зависеть в будущем подготовка инженерных кадров, родителей, специалистов научных, общественных и промышленных организаций, осуществляющих или участвующих в реализации таких образовательных программ, цикла мероприятий для обучающихся данного возраста.

Программа реализуется в рамках комплексного проекта «Уральская инженерная школа» и стратегии импортозамещение в системе образования в соответствии со Стратегией развития индустрии детских товаров.

    Цель реализации инновационной образовательной программы – научное обоснование, разработка, апробация и внедрение комплекса образовательных и культурно-досуговых программ, способствующих созданию условий для развития инженерного мышления у обучающихся дошкольных и начальных образовательных организаций Горнозаводского округа в рамках сетевого взаимодействия образовательных, научных, общественных и промышленных организаций.

    В соответствии с поставленной целью и на основании теоретических исследований проблематики Региональной инновационной площадки была спроектирована Сетевая инновационная образовательная программа «Юный инженер», включающая в себя следующие структурные блоки:

   1. Результативный определяет основные результаты и направления распространения и внедрения результатов ‑ готовые к внедрению и тиражированию комплекты учебно-методических разработок: вариативного профессионального модуля для студентов педагогических колледжей (специальностей 44.02.02 и 44.02.01) по применению отечественных и зарубежных механических, автоматизированных конструкторов, робототехнике для развития инженерного мышления обучающихся дошкольного и начального образования; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для педагогов дошкольного, начального и дополнительного образования, а также общественных, коммерческих и промышленных организаций, реализующих или участвующих в реализации образовательных, развивающих программ ранней профориентации инженерного профиля; цикл социально-культурных мероприятий, направленных на формирования и развития раннего интереса у обучающихся дошкольных и начальных образовательных организаций к технике и технологии, конструированию, проектированию, роботехнике и научно-технического творчества.

   2. Процессуальный. В целом сама программа представляет собой экономическую кластерную модель внешнего типа организации образовательного процесса, так как в рамках ее формируется предложение образовательных услуг и предложение выпускников по соответствующему набору образовательных и социально-культурных программ, функционирующих в интеграции на основании согласования, удовлетворения и опережающего формирования спроса на образовательные услуги и выпускников в рамках заданных институциональных ограничений и ресурсного обеспечения.

   3. Содержательный ‑ спроектирован с учетом следующих основных факторов:

‑ объективной необходимостью развитие не отдельных программ для образовательных организаций и образовательных центров промышленности Горнозаводского управленческого округа, а целой системы подготовки инженерных кадров, в которую должны быть включены и такие субъекты образовательного процесса как родители, законные представители, родственники, сверстники, специалисты научных, коммерческих и общественных организаций, а также СМИ;

‑ снижением результативности системы допрофессиональной подготовки инженерных кадров, ориентированной только на этап профессионального самоопределения (14-18 лет), когда процесс формирования основ мышления уже завершен и осуществляется только его развитие;

‑ отсутствием системной профессиональной подготовки педагогических работников дошкольных и начальных образовательных организаций к обучению технологических и инженерных основ и грамотности (таких базовых понятий как: детали, типов соединений, типов передач, основных конструкционных узлов и др.); а также снижению количества программ подготовки высшего профессионального образования педагогических работников технологии, химии, физики и математики (в промышленном городе Нижний Тагил подготовку педагогов технологии и химии не осуществляют более 5 лет, количество бюджетных мест на физико-математические специальности снижено в разы и количество выпускников значительно сократилось, в школах города констатируется нехватка специалистов данных специальностей);

‑ выбор ведущего направления содержания образовательных программ для дошкольных и начальных образовательных организаций, ориентированных на развитие инженерного мышления, определен основной отраслью промышленности Свердловской области и Горнозаводского округа – машиностроение; а также историческим развитием промышленного комплекса города Нижний Тагил (изобретатели первого в России паровоза отца и сына Е.А. и М.Е. Черепановых; ученые-изобретатели бронетанковой индустрии научной корпорации УВЗ и др.).

   В соответствии с определением ведущего направления ранней профориентационной работы «инженера для машиностроения» были выделены основные содержательные линии инновационной образовательной программы «Юный инженер». Каждая содержательная линия соответствует требованиям профессиональной специальности «Технология машиностроение», квалификация «инженер»: инженер–технолог (технолог) – содержательная линия «организация изучения обучающимися конструкционных материалов»; инженерами–конструктор (конструктор) – содержательная линия «организация обучения обучающихся проектированию инженерных конструкций»; инженер по инструменту – содержательная линия «организации обучения с помощью различный современных дидактических средств для изучения автоматизации, конструирования и робототехнике»; инженер по автоматизации и механизации производственных процессов – содержательная линия «организация обучения обучающихся проектированию автоматизированных конструкций»; инженер по автоматизированным системам управления производством – содержательная линия «организация обучения обучающихся робототехнике»; инженер по наладке и испытаниям – содержательная линия «организация поисковой, научно-исследовательской и экспериментальной работы обучающихся».

   4. Организационно-управленческий ‑ моделируется на основе организации образовательной сети, которая представляет собой следующее структурное описание: органы управления образованием – Министерство общего и профессионального образования Свердловской области как учредитель инновационной образовательной площадки, Управление образованием Горноуральского городского округа, Управление Горнозаводским управленческим округом, Управление образованием города Нижний Тагил; дошкольные образовательные организации – МБДОУ д/с «Академия детства», «Маячок» (г. Нижний Тагил), МБДОУ д/с № 1 «Карусель», НОЧУ д/с им. А. Невского (г. Невьянск); образовательные организации начального общего образования – базы производственной практики ГБПОУ СО «НТПК № 1»; СПО педагогического профиля – ГБПОУ СО «НТПК № 1»; вуз – филиал ФГАОУ ВО РГППУ в г. Нижний Тагил; производственные корпорации, являющиеся основными работодателями в округе; общественные организации, осуществляющие сопровождение профориентационных программ в округе; учреждения культуры и дополнительного образования, осуществляющие реализацию культурно-досуговых программ в области пропаганды основных инженерных специальностей и промышленности в целом – МАУ ДОД «Городская станция юных натуралистов», МБУК «Дворец молодежи» г. Нижний Тагил, Историко-технический музей «Дом Черепановых» МКУК Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

    Центром данной кластерной системы в соответствии с концепцией Сетевой программы «Юный инженер» является среднее профессиональное учреждение педагогического профиля – ГБПОУ СО «НТПК № 1». Данная образовательная сеть позволяет концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей в подготовки инженерных кадров с самого раннего возраста с одной стороны, и обеспечивать вклад в развитие экономики и социальной сферы территории Горнозаводского округа через подготовку педагогических кадров, обеспечивающих качество подготовки профессиональных инженеров – с другой. Образовательная сеть при этом не реализуется в общепринятом формате последовательно преемственных образовательных программ, а представляет собой профильную структуру сетевого поточного взаимодействия, степень интеграции которой отражает самостоятельность организаций, входящих в реализацию данной программы, полную их экономическую и административную самостоятельность. Такой тип интеграций, как отмечают экономисты, встречается достаточно редко, создание данной интеграции не сопровождается появлением нового юридического лица, а образовательная организация, координирующая интеграцию всех остальных, играет роль центра методического обеспечения всех программ, ведет целевую подготовку кадров для образовательной системы и социальной сферы, повышения квалификации и переподготовки основных исполнителей программ в Горнозаводском округе, обеспечивая получения планируемых результатов, образовательных и социальных эффектов.

    Более подробную информацию можно узнать в прикрепленной заявке.

Опрос

Помог ли наш портал Вам выбрать инновационную практику?
Ответить
Время выполнения php скрипта: 4.9583 секунд