Главная » Проекты инновационной деятельности в сфере образования » Новые практики поддержки и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями » Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 8 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников» » «Инклюзивный театр «Детские ладошки» для сенсорного и речевого развития, социальной интеграции детей с ОВЗ и детей, не посещающих детский сад» (проект по успешной социализации детей с особыми возможностями здоровья в направлении «Жизнь без границ»)


Приложение 1 Проект Инклюзивный театр Детские ладошки



Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4



Приложение 5



Отчет за 2020-2023 г.г.





Цель: создать материально-технические условия для коррекционно-развивающих занятий по театрализованной деятельности детей с особыми возможностями здоровья, и детей, не посещающих детский сад, которые позволят каждому ребёнку социализироваться и проявить способности в разных образовательных областях в ситуации психологического комфорта и успешности.

Задачи:

  1. Приобрести специальное интерактивное и игровое оборудование для организации деятельности Инклюзивного театра «Детские ладошки».
  2. Организовать работу Инклюзивного театра «Детские ладошки» как в режиме непосредственного общения с педагогами, так в дистанционной форме.
  3.  Совместно с родителями организовать проведение коррекционно-развивающих занятий инклюзивного театра «Детские ладошки» для особых детей, создать ситуацию успеха в открытии в себе новых способностей, осознании своей уникальности и значимости для себя и окружающих.

 

Краткое описание проекта

Всего в ГО Красноуфимск  2 995 детей дошкольного возраста, из них 2 634 ребёнка посещают детские сады.  Соответственно, в городе 361 семья с детьми, не посещающими детский сад и/или получающими дошкольное образование в семейной форме.

Вместе с тем на территории городского округа Красноуфимск сохраняется тенденция увеличения детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья и детей-инвалидов. На 1 мая 2021 года на территории ГО Красноуфимск проживают 139 детей с особыми возможностями здоровья и 28 детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет.

В настоящее время в городе отсутствует опыт работы Инклюзивного театра для успешной социальной интеграции детей с ОВЗ и детей, не посещающих детский сад, с гибким графиком для оказания услуг данной целевой аудитории на безвозмездной основе.  

Театр — доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствующий нравственному воспитанию детей.

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей,  является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям, являясь конкретным, зримым результатом; развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Участие детей с ОВЗ в театрализованных представлениях оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на все сферы ребенка, повышает речевую активность, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы, способствует успешной социализации и социальной интеграции детей данной категории. 

В период распространения короновирусной инфекции и ограничительных мероприятий МАДОУ детский сад 8  (в отличие от многих учреждений дополнительного и дошкольного образования) имеет возможность организовать занятия Инклюзивного театра для сенсорного и речевого развития, успешной социальной интеграции детей с ОВЗ и детей, не посещающих детский сад, в двух направлениях с соблюдением всех санитарных требований: настольный театр «Сказка на ладошке» и интерактивный театр «Страна  чудес».

В рамках первого направления (настольный театр для детей с ОВЗ «Сказка на ладошке») в работе с детьми будут использованы разнообразные виды настольных театров, которые будут подбираться педагогами с учетом возрастных, индивидуальных особенностей развития  детей: театры-бизибоды, магнитные театры, кукольные театры с резиновыми, деревянными, картонными игрушками, пальчиковые, би-ба-бо (или театр «Петрушки»), перчаточные, варежковые и другие виды театров. Целевая аудитория данного направления – дети раннего дошкольного возраста и/или дети, имеющие нарушения опорно-двигательной системы, интеллекта и эмоционально-волевой сферы.

Настольные виды театров удобно использовать при дистанционной форме взаимодействия. Дистанционная форма актуальна для многодетных семей с особым ребенком, т.к. родителям не хватает времени, чтобы посетить развивающие занятия для ребенка. Имеет место ситуация, когда ребенок из-за диагноза не может покинуть дом, так как это несет дополнительные риски и здесь форма дистанционных развивающих занятий становится жизненно востребованной.

В рамках второго направления (интерактивный театр «Страна чудес») предполагается организация театрализованной деятельности с театром марионеток, теней, ростовых кукол, на фланелеграфе и др. Целевая аудитория данного направления- дети с 3 лет.

Вместе с тем проект не предполагает чёткого разграничения в выборе направлений  по возрасту и особенностям здоровья. Занятия по театрализованной деятельности дети с особыми возможностями здоровья смогут посещать как совместно с родителями, так и в составе групп (подгрупп) детей. По желанию родителей с учетом возможностей и желания ребёнка дети с ОВЗ могут быть также включены в состав творческих объединений, функционирующих на базе детского сада.

Работа Инклюзивного театра организуется для всех семей города, воспитывающих особых детей и детей, не посещающих детский сад.  Работа с детьми и их семьями будет проходить в вечернее время (индивидуальные и групповые развивающие занятия) и/или  выходные дни без взимания платы с родителей (законных представителей) .

Программа, дни и время посещения, а также форма-групповая, подгрупповая, индивидуальная –все эти позиции будут определены для каждого ребёнка индивидуально с учетом возможностей его здоровья и согласованы родителями.  Один комплекс развивающих занятий рассчитан на 3 месяца. В комплекс развивающих занятий помимо театрализованной деятельности с воспитателями будут включены занятия с учителем по адаптивной физкультуре, педагогом-психологом, учителем-логопедом, если у ребёнка (семьи) возникнет такая потребность (например, снять эмоциональное напряжение, скорректировать произношение, поработать над развитием моторики или помочь решить ряд других проблем, которые могут мешать ребёнку заниматься театрализованной деятельностью). Все специалисты готовы оказать консультационную помощь и поддержку родителям как в режиме непосредственного общения, так и в дистанционной форме.

 По окончании комплекса для детей организуется развлекательное мероприятие по театрализованной деятельности «Волшебный мир театра», где каждому ребёнку предоставляется возможность выступить перед зрительской аудиторией.

Для полноценной работы Инклюзивного театра необходимо приобретение специального развивающего и игрового оборудования для организации театрализованной и игровой деятельности в режиме непосредственного общения и дистанционном формате с особыми детьми и детьми, не посещающими детский сад. (Технико-экономическое обоснование представлено в Приложении 4).

Обоснование социальной значимости проекта:

            Инклюзивный театр «Детские ладошки» для сенсорного и речевого развития,  социальной интеграции детей с ОВЗ и детей, не посещающих детский сад» является социально-значимым проектом для небольшого провинциального города по следующим причинам:

  1. будут удовлетворены потребности всех особых детей города дошкольного возраста в проведении развивающих занятий как в дистанционной форме, так и в режиме непосредственного общения;
  2. у Заявителя накоплен опыт работы консультационного центра и службы ранней помощи, реализуются проекты «Лаборатория великих детских открытий для детей с ОВЗ», «Игровая площадка для двигательной активности и социальной интеграции детей с ОВЗ и детей, не посещающих детский сад»,  специалисты успешно оказывают комплексную помощь семьям с особыми детьми и детьми, не посещающими детский сад;
  3. квалификация педагогов позволяет организовать развивающие занятия по театрализованной деятельности для детей данной категории  (в штате есть инструктор физической культуре, дипломированный специалист по адаптивной физической культуре и два музыкальных руководителя, педагог-психолог, учитель-логопед, учителя-дефектологи, воспитатели, у которых есть положительный опыт работы с семьями воспитанников данной целевой аудитории);
  4.  здание Заявителя проекта расположено в центре города, до него удобно добираться на всех видах транспорта (автобусы, маршрутные такси, автомобили), в здании есть просторные физкультурный и музыкальный зал, групповые помещения, которые станут основой для инклюзивного театра;
  5. оборудование здания соответствует требованиям к организации доступной среды (в здании предусмотрены пандусы, таблички Брайля, туалет для инвалидов, сайт для слабовидящих и др.).

Охват проекта:

Масштаб проекта: Красноуфимский городской округ с последующим увеличением количества особых детей и семей, посещающих Инклюзивный театр

 

Инструменты для реализации проекта:

Разработан проект «Инклюзивный театр «Детские ладошки» для сенсорного и речевого развития,  социальной интеграции детей с ОВЗ и детей, не посещающих детский сад» и календарь его работы.

Выделены и частично оборудованы помещения под занятия Инклюзивного театра.

Прошли повышение квалификации специалисты, владеющие технологиями работы с особыми детьми, и современными образовательными технологиями для работы в условиях интерактивной среды Инклюзивного театра.

Осуществляется информирование семей с особыми детьми, ведётся набор желающих, осуществляется диагностика образовательных потребностей для определения комплекса развивающих занятий, выбора формы и режима их реализации. 

Количественные результаты проекта:

на начальном этапе реализации проекта:

количество семей, посещающих Инклюзивный театр - не менее 30, с положительной динамикой увеличения;

количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные учреждения города - 167человек;

Загруженность - от 2 до 5 семей в рабочий день.

количество развивающих занятий (игровых сеансов) - 2 раза в неделю (24 занятия в период реализации проекта);

количество праздничных развлекательных мероприятий «Волшебный мир театра» по итогам  реализации проекта -1;

количество групп (по количеству участников) – 6 (с представителями семьи) в группе.

 

Качественные результаты:

- организация работы «Инклюзивный театр «Детские ладошки» для сенсорного и речевого развития,   социальной интеграции детей с ОВЗ и детей, не посещающих детский сад»  в дистанционной форме и в режиме офлайн (непосредственного общения);

- создание ситуации психологического комфорта и успешности для успешной социализации особых детей и их семей;

 -удовлетворённость детей и родителей качеством работы «Инклюзивного театра «Детские ладошки» для сенсорного и речевого развития,   социальной интеграции детей с ОВЗ и детей, не посещающих детский сад».  

 

 

Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем:

В рамках Программы развития дошкольного образовательного учреждения разработан проект «Лаборатория великих детских открытий для детей с ОВЗ», где одно из направлений – «Инклюзивный театр «Детские ладошки» для сенсорного и речевого развития,   социальной интеграции детей с ОВЗ и детей, не посещающих детский сад».  

 

Деятельность после завершения гранта. Ее обеспечение с финансовой точки зрения:

За счёт внебюджетных средств заявителя, спонсорской поддержки от предприятий города.

 

Перечень специалистов, занятых в осуществлении проекта:

  • Руководитель проекта (информирование о работе «Инклюзивный театр «Детские ладошки» для сенсорного и речевого развития,  социальной интеграции детей с ОВЗ и детей, не посещающих детский сад», контакт с семьёй и ведение записи участников  проекта, составление расписания, контроль реализации проекта);
  • воспитатели (организация театрализованной деятельности по направлениям «Настольный театр «Сказка на ладошке» и интерактивный театр «Страна  чудес», в том числе в дистанционном формате);
  • педагог-психолог (развивающие занятия в  сенсорной комнате с сенсорным  интерактивным оборудованием, консультирование родителей);
  • учитель-логопед, учитель –дефектолог (развивающие занятия в  кабинете учителя-логопеда, логопедический массаж, консультирование родителей);
  • инструктор по физической культуре, учитель  адаптивной физической культуры, тренер (проведение занятий по адаптивной и/или лечебной физкультуре с использованием специального и реабилитационного оборудования и  тренажёров, консультирование родителей);
  • музыкальные руководители (проведение развивающих занятий с использованием специального и реабилитационного оборудования, праздничных развлекательных мероприятий «Волшебный мир театра» по итогам  реализации проекта, консультирование родителей).

 

Образование и опыт работы каждого специалиста:

  • Мережникова Лариса Владимировна, руководитель проекта, высшее образование (педагогическое), курсы «Основы деятельности службы ранней помощи», 40ч., 21.06.2019,  «Повышение качества образования в дошкольной организации», 40ч., 05.06.2019; «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в общем образовании», 24 ч., 16.05.2018.
  • Русских Юлия Александровна, воспитатель, высшее образование (педагогическое), высшая квалификационная категория; курсы «Особенности реализации образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», 72ч., 22.01.2021; «Создание развивающей речевой среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО, обучение с использованием ДОТ», 40ч., 13.07.2020; «Организация образовательной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО», 24ч., 22.05.2020; «Современные методы познавательного развития детей в образовательных организациях: ТРИЗ-методика в деятельности педагога ДОО», 36 ч., 26.03.2020; «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в общем образовании», 24 ч., 16.05.2018
  • Ладейщикова Екатерина Геннадьевна, воспитатель, высшее образование (педагогическое), первая квалификационная категория; курсы «Организация образовательной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО», 24ч., 22.05.2020; «Особенности организации образовательного процесса с применением электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС ДО», 18ч.,26.01.2018; «Инклюзивное образование в современных условиях», 108ч., 22.04.2018
  • Шолохова  Дарья Сергеевна, воспитатель, высшее образование (педагогическое), первая квалификационная категория; курсы: «Особенности реализации образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», 72ч., 22.01.2021; «Организация образовательной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО», 24ч., 22.05.2020; «Создание развивающей речевой среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО», обучение с использованием ДОТ, 40ч., 24.04.2020; «Инклюзивное образование в современных условиях», 108ч., 22.04.2018
  • Черных Анастасия Сергеевна, воспитатель, среднее профессиональное образование (педагогическое), первая квалификационная категория; курсы «Сервисы Google как средство дистанционного обучения и школьного документооборота», 24ч., 21.12.2019, «Организация получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья»,165 ч.,  06.05.2018; «Психолого-педагогическое сопровождение  детей раннего возраста», 16ч., 20.06.2019;
  • Малютина Елена Анатольевна, педагог-психолог, высшее образование (педагогическое), первая квалификационная категория; курсы «Технологии составления индивидуальных программ ранней помощи по результатам углублённой оценки функционирования детей раннего возраста», 72ч., 04.10.2019; «Технологии психологического консультирования семей с детьми до 3-х лет в процессе реализации индивидуальных программ ранней помощи»,72 ч., 18.09.2019; «Развитие региональной системы ранней помощи», 72ч., 30.05.2020; «Психолого-правовые аспекты разрешения и сопровождения семейных конфликтов», 16ч., 20.12.2019; «Особенности организации образовательного процесса с применением электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС ДО», 18ч.,26.01.2018.
  • Мишарина Виктория Михайловна, инструктор по физической культуре, среднее образование (профессиональное), учитель адаптивной физической культуры, переподготовка с квалификацией «педагог по физической культуре, инструктор, тренер-преподаватель», 2019 г., 254 час.; «Организация воспитательной работы в контексте основных направлений инклюзивного образования», 36 час., 20.06.2019; «Психолого-правовые аспекты разрешения и сопровождения семейных конфликтов», 16ч., 20.12.2019; «Развитие региональной системы ранней помощи», 72ч., 30.05.2020.
  • Зайдуллина Татьяна Игоревна, музыкальный руководитель, высшее образование (педагогическое), первая квалификационная категория; курсы «Инклюзивное образование в современных условиях», 108ч., 22.04.2018; «Музыкальная деятельность как средство эмоционального и интеллектуального развития дошкольников. Организация детских праздников», 48ч., 20.09.2018.
  • Бархаева Яна Владиславовна, музыкальный  руководитель,      среднее образование  (профессиональное), учитель музыки, музыкальный руководитель, профессиональная переподготовка с квалификацией «руководитель хореографического коллектива, преподаватель хореографии», 20.02.2019, 506ч.
  • Кустова Светлана Николаевна, учитель-логопед, учитель-дефектолог, высшее образование (педагогическое), первая квалификационная категория; курсы «Технологии составления индивидуальных программ ранней помощи по результатам углублённой оценки функционирования детей раннего возраста», 72ч., 04.10.2019; «Технология реализации услуг ранней помощи детям и семьям в организациях системы образования»,72 ч., 19.09.2019.  

Организация/проект в сети интернет:

mkdou8@yandex.ru

 

 

Опрос

Помог ли наш портал Вам выбрать инновационную практику?
Ответить
Время выполнения php скрипта: 4.7063 секунд