Главная » Проекты инновационной деятельности в сфере образования » Новые практики выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи » Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение " Лицей №7" им. А.А. Лагуткина » Программы, проекты региональной инновационной площадки.




КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)

Наименование инновационного проекта (программы)

Ресурсный центр – механизм формирования образовательной среды для развития одарённых детей

Основная идея инновационного проекта (программы)

Идея совершенствования деятельности Ресурсного центра поддержки и развития одаренных и талантливых детей вытекает из необходимости формирования коалиции представителей города, работников учреждений образования и различных учреждений и ведомств для создания единой развивающей, креативной молодежной среды округа. Включение различных сообществ на основе сетевого взаимодействия как субъектов деятельности в реализацию  программы предполагает развитие инициативы и со стороны учащейся молодежи округа в направлении разработки и реализации различных проектов, в том числе и социальных, позволяющих проявиться интеллектуальной одаренности детей.

Суть проекта: создание практико-ориентированной модели деятельности ресурсного центра в направлении развития и поддержки одарённых детей.

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе)

Процесс формирования и управления Ресурсными центрами на базе образовательных учреждений по различным направлениям деятельности активно изучается.

В профессиональной литературе описывается, что такое Ресурсный центр, каковы основные принципы его деятельности и критерии оценки эффективности этой деятельности, а также, какова возможная модель управления Ресурсным центром.

Цели Ресурсного центра определены в рамках реализации федеральной стратегии инновационности развития образования, выраженной в национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа», программы деятельности инновационных комплексов - ресурсных центров. Определяется, что назначением Ресурсного центра является организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на позитивные изменения в деятельности образовательных учреждений.

Понятие «ресурсный центр» появилось недавно, с внедрением в российскую науку и практику теории менеджмента.

А.В. Лебедев определяет Ресурсный центр как координационный орган, создаваемый сетевыми структурами в целях усиления их ресурсов для оптимизации деятельности. Он считает, что главным предназначением Ресурсного центра должно быть совместное решение тех важных проблем, которые не могут быть разрешены самостоятельно участниками партнерства, например, переподготовка кадров, проведение диагностики и экспертизы деятельности, осуществление консалтинга,  ретрансляция инноваций в практику, организация прикладных исследований. Таким образом, соблюдается принцип партнерства, то есть объединение ресурсов и совместное их использование.

Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования в Свердловской области

Актуальность работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных учащихся определена государственной политикой в области образования. Соответствующие конкретные меры определены Письмом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.09.2012 №02-01-82/5598 «Об организации системной работы с одарёнными детьми".

Педагогическое сообщество Свердловской области имеет серьезный опыт комплексной работы с одаренными детьми в рамках областных образовательных проектов: ежегодный областной фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и фестиваль детского и юношеского творчества «Майская радуга».

Вместе с тем, реалии сегодняшнего дня требуют актуализировать и систематизировать работу по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей на всех уровнях, в первую очередь: школьном и муниципальном.

     Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является развитие олимпиадного движения и системы творческих конкурсов. В целях создания благоприятной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка внесены изменения в нормативные документы, регламентирующие проведение Всероссийской олимпиады школьников, предусматривающие максимальный охват обучающихся через эффективную организацию школьного этапа олимпиады на основе единых подходов к ее проведению, составлению заданий и проверке работ. 

На ответственный подход к организации всех этапов олимпиады, что способствует формированию интеллектуального потенциала страны, её интеллектуальной элиты указывается в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июля 2015 года № 08-1151 «О направлении рекомендаций по повышению качества проведения школьного, муниципального и регионального этапов олимпиады в 2015/16 учебном году». В этом письме в свою очередь обращается особое внимание на последовательность и системность организации школьного и муниципального этапов олимпиады, рекомендуется использовать ресурсы образовательных организаций, способствующих повышению качества организации олимпиадного движения.

            Отечественная система дополнительного образования также служит гарантом поддержки и развития одаренных детей.

            Необходимо также отметить, что централизованная многопрофильная система работы по сопровождению жизненной траектории молодых талантов невозможна без создания единых электронных баз данных таких, как «Одаренные дети» (подобная база есть и в Березовском городском округе). Подобные базы позволяют интегрировать опыт работы, выстроить индивидуальные траектории обучения, наладить единую взаимодействующую сеть образовательных учреждений в рамках одного профиля и много других возможностей. 
            Анализ материалов научно-практических конференций, посвящённых проблемам и перспективам работы с одаренными детьми, позволил выявить следующие ключевые недостатки: 
- недостаточное осознание важности научной и научно-методической составляющей программ по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей;
- отсутствие системного подхода в использовании образовательных технологий и методов работы с одаренными детьми; 
- отсутствие единой системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, позволяющей готовить педагогов к работе с одаренными детьми, осуществлять сопровождение и адресную поддержку педагогов и образовательных учреждений;
- недостаточное использование в процессе работы с одаренными детьми информационных и телекоммуникационных технологий, современных дистанционных форм обучения, телеконференций, online-лекций, интерактивных тренажеров, творческих Интернет-форумов и мастерских.

                        В числе первоочередных мер, способствующих решению этих проблем, может стать деятельность ресурсных центров, направленная на развитие интеллектуального и творческого потенциала общества, систематизацию работы с талантливыми обучающимися, внедрение сетевых моделей образования.

Цели и задачи инновационного проекта (программы)

     Цель: разработать, обосновать и апробировать модель ресурсного центра как механизма формирования образовательной среды для развития одарённых детей.

     Задачи:

- на основе научной, психолого-педагогической, методической литературы, наблюдений и исследований изучить состояние эффективных практик развития одарённости;

- спроектировать и апробировать структурно-функциональную модель ресурсного центра

- разработать и внедрить в практику методические рекомендации по формированию образовательной среды для развития одарённых детей.

Сроки реализации инновационного проекта (программы)

Январь 2021 – декабрь 2022

Объем и источники финансирования реализации инновационного проекта (программы)

 

Основные результаты реализации инновационного проекта (программы)

1.Разработка и реализация модели ресурсного центра как механизма формирования образовательной среды для развития одарённых детей.

2.Создание системы оценки эффективности мероприятий по развитию одарённости.

3.Апробация эффективных практик организации проектной деятельности обучающихся.

4.Организация взаимодействия лицея с Вузами и организациями в целях качественного функционирования ресурсного центра.

5.Повышение результативности участия лицея в образовательных мероприятиях: всероссийская олимпиада школьников, проектная деятельность, олимпиады и конференции различных уровней.

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта (программы)

Ресурсы для распространения внедрения результатов проекта:

- сайт образовательной организации в сети Интернет;

- средства массовой информации;

- публикации педагогов, обучающихся.

- организация семинаров-практикумов, мастер-классов на методических объединениях, обучающих вебинаров.

Реквизиты документов, подтверждающих прохождение образовательной организацией предварительной экспертизы (при наличии)

Отсутствуют

Опрос

Помог ли наш портал Вам выбрать инновационную практику?
Ответить
Время выполнения php скрипта: 2.2271 секунд