Проект «ИНГЕНИУМ» - академия для дошкольников» состоит из взаимосвязанных целевых программ, основанных на:
Задача проекта: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней образования.
Задача проекта: развитие базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста, способствующих развитию, становлению творческого, продуктивного мышления дошкольников.
пп.3 п.1.6. ч. I: обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней
пп.4 п.1.6. ч. I: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Программы являются авторским и разработаны педагогами образовательного учреждения, активно реализуются в специально оборудованном познавательно - исследовательском центре дошкольного учреждения.
В проекте разработана система мероприятий по реализации целевых программ, определены ресурсное обоснование, основные образовательные технологии и мониторинг результатов.
Таким образом, содержание Проекта складывается из содержания следующих программ:
«Фиксилаборатория»
Новизна программы заключается в поисково-исследовательской направленности обучения, что способствует включению детей в активную познавательную деятельность.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
• предлагает возможные решения;
• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
• делает выводы в соответствии с результатом проверки;
• применяет выводы к новым данным;
• делает обобщения.
Содержание программы отражает регионального компонент «Мы живём на Урале».
Развитие детской инициативы обеспечивается использованием интерактивных методов: проектов, проблемного обучения, эвристическая беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения, портфолио.
Направленность программы: формирование познавательной активности и навыков исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
«LEGO град»
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражен интерес к исследовательской (творческой) деятельности.
Направленность программы: формирование познавательной активности и творческо-конструктивных способностей дошкольников посредством образовательных роботизированных LEGO конструкторов.
«Увлекательная LEGO математика»
Новизна программы заключается в использовании наборов MoreToMath «Увлекательная математика» в развитии математических представлений у дошкольников, они позволяют создать мотивацию (игровую, познавательную, проблемную) для освоения математических компетенций связывая их с математическими фактами. В комплект входит набор красочных карточек с математическими заданиями, подобранными по темам знакомым дошкольникам: насекомые, животные на огороде, и т.п. После выполнения практических заданий с LEGO кубиками с опорой на красочные карточки с математическими заданиями дети после небольшого объяснения выполняют задания, но в других условиях - на ноутбуке (ПК).
Манипуляции с объектами и моделирование являются неотъемлемой частью формирования основ математических знаний и компетенций у будущих школьников. Моделирование выполняется с помощью Базового набора MoreToMath «Увлекательная математика». Моделирование в качестве математического упражнения - фундамент для использования кубиков LEGO при формировании основ математических знаний.
ТЕХНО лаборатория «Живые роботы»
Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения.
Программа призвана помочь в организации увлекательных совместных занятий с детьми на основе современной технологической игрушки - робототехнического модуля ТЕХНОЛАБ.
Направленность программы: формирование основ понимания детьми конструкций предметов, обучение умениям детей определять последовательность операций при изготовлении различных видов роботов.
Студия развития логического мышления и математических способностей (развивающие игры В.В. Воскобовича).
Направленность программы: развитие интеллектуальных, познавательно-творческих способностей детей.
Задачи, которые реализуются детьми во время игр:
1. развивать у детей мышление, познавательный интерес, желание и потребность узнать новое;
2. формировать базисные представления (математические об окружающем мире), речевые умения.
3. развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
4. развивать воображение, креативность мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
В тоже время было выявлено проблемное поле данного проекта – отсутствие программы обучения дошкольников простейшим алгоритмам, как обобщенным способами действий, которые является необходимым условием успешного освоения любой деятельности.
Для развития интереса к основам алгоритмики, основам программирования будет разработана и реализована инновационная программа «ПРОграммируем играя».
В основе программы игры дошкольников с робототехническим набором MatataLAB- высокотехнологичной игрушкой, не требующей использования гаджетов, что очень актуально для этого возраста.
В проекте для осуществления взаимодействия участников используется технология Н. Гришаевой «Клубный час», в рамках которой дети самостоятельно выбирают ту деятельность, которая им на данный момент интересна.
Результаты Проект «ИНГЕНИУМ» - академия для дошкольников» на протяжении последних трёх лет активно транслируются педагогическому сообществу города: на ежегодном Весеннем образовательном форуме педагогического сообщества города «Перспектива», на 5-ой Международной научно - практической конференции «Инженерное образование от школы к производству».
Осуществляется сетевое взаимодействие меду дошкольными образовательными учреждениями города. Ежегодно проводятся образовательные события в рамках проекта «ИНГЕНИУМ» - академия для дошкольников»:
На данный момент 82% обучающихся в образовательном учреждении занимаются по дополнительным программам. По результатам педагогического мониторинга, наблюдается положительная динамика, в формирование интереса к техническим игра, совершенствование коммуникативных умений при совместной и командной деятельности в рамках образовательных событий Проекта. А так же на протяжении последних трёх лет стабильно увеличивается количество занимающихся по Программам: «LEGO град», «Увлекательная LEGO математика», ТЕХНО лаборатория «Живые роботы».
Методы деятельности, используемые при реализации проекта:
педагоги: фокус-группа, проектирование, прогнозирование, обобщение, методы статистики, проблемный и рефлексивный анализы, технологии интерактивного взаимодействия педагогов (при проектировании).
дети: наблюдение, проблемные ситуации, проектный метод, анализ, обобщение, интерактивные методы (работа в парах, группах, командой).