Главная » Проекты инновационной деятельности в сфере образования » АРХИВ » 2024 » Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 «Жемчужина» комбинированного вида » Содержание и методы реализации инновационного проекта, необходимые условия организации работ




Проект «ИНГЕНИУМ» - академия для дошкольников» состоит из взаимосвязанных целевых программ, основанных на:

  • Национальном проекте «Образование», Федеральном проекте «Успех каждого ребенка». 

Задача проекта: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. 

  •  Регионального проекта Свердловской области «Цифровая образовательная среда».

Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней образования.

  • Регионального проекта Свердловской области «Уральская инженерная школа».

Задача проекта: развитие базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста, способствующих развитию, становлению творческого, продуктивного мышления дошкольников.

  • ФГОС дошкольного образования. 

пп.3 п.1.6. ч. I: обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней 

пп.4 п.1.6. ч. I: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Программы являются авторским и разработаны педагогами образовательного учреждения, активно реализуются  в специально оборудованном  познавательно - исследовательском центре дошкольного учреждения.

 В проекте разработана система мероприятий по реализации целевых программ, определены ресурсное обоснование, основные образовательные технологии и мониторинг результатов.

Таким образом, содержание Проекта складывается из содержания следующих программ:

«Фиксилаборатория»

Новизна программы заключается в поисково-исследовательской направленности обучения, что способствует включению детей в активную познавательную деятельность.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

•        ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

•        предлагает возможные решения;

•        проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

•        делает выводы в соответствии с результатом проверки;

•        применяет выводы к новым данным;

•        делает обобщения.

Содержание программы отражает  регионального компонент «Мы живём на Урале».

Развитие  детской инициативы обеспечивается  использованием  интерактивных методов: проектов, проблемного обучения, эвристическая беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения, портфолио.

Направленность программы: формирование познавательной активности и навыков исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

«LEGO град»

Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражен интерес к  исследовательской (творческой) деятельности.

Направленность программы: формирование познавательной активности и творческо-конструктивных способностей дошкольников посредством образовательных роботизированных LEGO конструкторов.

«Увлекательная LEGO математика»

Новизна программы заключается в использовании наборов MoreToMath «Увлекательная математика» в развитии математических представлений у дошкольников, они  позволяют создать мотивацию (игровую, познавательную, проблемную) для освоения математических компетенций связывая их с математическими фактами. В комплект входит набор красочных карточек с математическими заданиями, подобранными по темам знакомым дошкольникам: насекомые, животные на огороде, и т.п. После выполнения практических заданий с LEGO кубиками с опорой на красочные карточки с математическими заданиями дети после небольшого объяснения выполняют  задания, но в других условиях - на ноутбуке (ПК).

Манипуляции с объектами и моделирование являются неотъемлемой частью формирования основ математических знаний  и компетенций у будущих школьников. Моделирование выполняется с помощью Базового набора MoreToMath «Увлекательная математика». Моделирование в качестве математического упражнения - фундамент для использования кубиков LEGO при формировании основ математических знаний.

ТЕХНО лаборатория «Живые роботы»

Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения.

Программа призвана помочь в организации увлекательных совместных занятий с детьми на основе современной технологической игрушки -  робототехнического модуля ТЕХНОЛАБ.

 Направленность программы: формирование основ понимания детьми конструкций предметов, обучение умениям детей определять последовательность операций при изготовлении различных видов роботов.

Студия развития логического мышления и математических способностей (развивающие игры В.В. Воскобовича).

Направленность программы: развитие интеллектуальных, познавательно-творческих способностей детей.

Задачи, которые реализуются  детьми  во время  игр:

1.      развивать у детей мышление, познавательный интерес, желание и потребность узнать новое;

2.      формировать  базисные представления (математические об окружающем мире), речевые умения.

3.      развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;

4.      развивать воображение, креативность мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

В тоже время было выявлено проблемное поле данного проекта – отсутствие программы обучения дошкольников  простейшим алгоритмам, как обобщенным способами действий, которые является необходимым условием успешного освоения любой деятельности.

Для развития  интереса к  основам  алгоритмики, основам программирования будет разработана и реализована инновационная   программа  «ПРОграммируем играя».

В основе программы  игры дошкольников с  робототехническим  набором MatataLAB- высокотехнологичной игрушкой, не требующей использования гаджетов, что очень актуально для этого возраста.

В проекте для осуществления взаимодействия участников используется технология Н. Гришаевой «Клубный час», в рамках которой дети самостоятельно выбирают ту деятельность, которая им  на данный момент интересна.

Результаты Проект «ИНГЕНИУМ» - академия для дошкольников» на протяжении последних трёх лет активно  транслируются   педагогическому сообществу города: на  ежегодном  Весеннем образовательном форуме педагогического сообщества города  «Перспектива», на  5-ой Международной научно - практической конференции «Инженерное образование от школы к производству».

Осуществляется сетевое взаимодействие меду дошкольными образовательными учреждениями города. Ежегодно проводятся образовательные события в рамках проекта «ИНГЕНИУМ» - академия для дошкольников»:

  • Увлекательная LEGOматематика для дошкольников
  • Фестиваль творческих проектов  «Алиса в стране чудес»
  • LEGOпарк «Территория творчества»
  • Семейные ФИКСИвали
  • Полидронные игры и т.п.

На данный момент 82% обучающихся в образовательном учреждении занимаются по дополнительным программам.  По результатам педагогического мониторинга, наблюдается положительная динамика, в формирование интереса к техническим игра, совершенствование коммуникативных умений при совместной и командной деятельности в рамках образовательных событий Проекта. А так же  на протяжении последних трёх лет стабильно увеличивается количество занимающихся по Программам: «LEGO град», «Увлекательная LEGO математика»,  ТЕХНО лаборатория «Живые роботы».

Методы деятельности, используемые при реализации проекта:

педагоги: фокус-группа,  проектирование, прогнозирование, обобщение, методы статистики, проблемный и рефлексивный  анализы, технологии интерактивного взаимодействия педагогов (при проектировании).

дети: наблюдение, проблемные ситуации, проектный метод, анализ, обобщение, интерактивные методы (работа в парах, группах, командой).

Опрос

Помог ли наш портал Вам выбрать инновационную практику?
Ответить
Время выполнения php скрипта: 4.9864 секунд