Главная » Проекты инновационной деятельности в сфере образования » Новые практики поддержки и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями » Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 8 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников» » Инновационная программа "Дополнительное образование детей с особыми возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях" Направление – Новые практики поддержки и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями




Министерство  образования и молодёжной политики Свердловской области

Муниципальный орган управления образованием

Управление образованием ГО Красноуфимск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 8  с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению

развития воспитанников»

 

         

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительное образование

детей с особыми возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях

Направление – Новые практики поддержки и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями

 

Инновационная программа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

2. Краткое описание инновационной программы

 

Наименование инновационной программы

Дополнительное образование детей с особыми возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях

Основная идея инновационной программы

Внедрение новых форм организации и технологий реализации, содержание дополнительных общеобразовательных программ для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями как посещающих ДОО, так и находящихся на семейном образовании, которые позволят создать для ребенка условия для социализации, проявления способностей, успешности и равные стартовые возможности для продолжения образования.

Современное состояние исследований и разработок по данной инновационной программе

Понятие «дополнительное образование детей» введено в 1992 году образовательным законодательством. Дополнительное образование детей в России возникло и развивается на традициях российской системы внешкольного образования, внешкольного воспитания, внешкольной и внеклассной работы.

Исследованием предмета, цели, задач, принципов, функций дополнительного образования детей занимались А.Г. Асмолов, В.А.Горский, Е.Б. Евладова, М.Б. Коваль, Г.Н. Попова и др. Проблемы управления системой дополнительного образования детей представлены в работах А.К. Брудного, О.Е. Лебедева, А.Б.Фоминой, А.И. Щетинской и др., которые отмечают, что они связанны с получением дополнительного образования нового статуса.

Методика дополнительного образования, ориентированная на детей дошкольного возраста, содержит ограниченное количество разработок. Наметилось несколько основных научных направлений в дополнительном образовании детей дошкольного возраста: развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников (Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.А. Столяр и др.); развитие сенсорных процессов и способностей дошкольников (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер и др.); математическое развитие дошкольников, основанное на идеях первоначального (до освоения чисел) овладения детьми способами практического сравнения величин через выделение в предметах общих признаков – массы, длины, ширины, высоты (П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиев, В.В. Давыдов, А.М. Леушина и др.); становление и развитие определённого стиля мышления в процессе освоения детьми свойств и отношений (А.А. Столяр, Р.Ф. Соболевский, Т.М. Чеботаревская, Е.А. Носова др.).

В сложившейся практике деятельности дошкольных образовательных организаций (далее по тексту ДОО) отсутствует описание новых форм организации и  технологий реализации дополнительных общеобразовательных программ (далее по тексту ДОП) для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями как посещающих ДОО, так и находящихся на семейном образовании. Это подтверждается отсутствием адаптированных ДОП на официальных сайтах ДОО. К сожалению, особые дети, как целевая аудитория традиционно рассматриваются только в рамках  оказания платных образовательных услуг по узкому перечню ДОП.

Имеющийся дефицит современных теоретических и методических разработок в области форм организации и  технологий реализации ДОП для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями как посещающих ДОО, так и находящихся на семейном образовании, подтверждает актуальность инновационной программы.

Обоснование значимости реализации инновационной программы для развития системы образования в Свердловской области

Главные стратегии становления современной системы дополнительного образования детей определены приоритетным национальным проектом «Образование», программой «Пятилетка развития Свердловской области» на 2017–2021 годы, утвержденной Указом Губернатора Свердловской области от 31.10.2017 № 546-УГ, приоритетным региональным проектом «Доступное дополнительное образование для детей».

Развитие региональной системы дополнительного образования детей направлено на повышение его доступности и качества, мотивацию обучающихся к познанию и творчеству, развитие инновационных форм и технологий дополнительного образования с учетом интересов и возможностей детей с различными образовательными потребностями.

В настоящее время в Свердловской области уделяется особое внимание созданию условий для получения общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ), численность которых составила в 2019 году 27 776 человек. 

К сожалению, для этих детей с ОВЗ отсутствуют адаптированные ДОП, а значит отсутствуют равные стартовые возможности для получения данными детьми дополнительного образования, особенно это касается детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что не все ДОО готовы реализовать дополнительные образовательные программы, в том числе для детей с ОВЗ.

На территории городского округа Красноуфимск отмечена тенденция увеличения детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья. На 1 апреля 2020 года на территории ГО Красноуфимск проживают 197 таких детей. В настоящее время в городе отсутствуют Центры с гибким графиком для оказания услуг дополнительного образования различных форм для родителей и детей с ОВЗ.

Цели и задачи инновационной программы

Цель: разработка и апробирование, демонстрация эффективных образовательных практик по реализации программ дополнительного образования детей с особыми возможностями здоровья, как посещающих детский сад, так и находящихся на семейном воспитании.

Задачи и содержание проекта по годам:

2020-2021гг. - проведение мониторинга потребностей детей и их родителей (законных представителей) в территории в дополнительном образовании детей с ОВЗ; создание нормативно-правовой документации, позволяющей внедрение новых форм организации и технологий реализации, содержание дополнительного образования детей  с ОВЗ дошкольного возраста.

2021-2023 гг. - разработка и апробирование содержания, новых форм работы и технологий педагогической деятельности по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста

2023-2024гг. - подготовка методических рекомендаций по реализации содержания, новых форм работы и технологий педагогической деятельности по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста на территории ГО Красноуфимск

Направления деятельности:

1. Организация, формы и технологии организации дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста.

2. Технологическое, дидактическое и информационное обеспечение дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста.

3. Совместная работа с родителями по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста.

4. Кадровое обеспечение по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Сроки реализации инновационной программы

2020-2024 годы

Объем и источники финансирования реализации инновационной программы

1 225 000 руб., в т.ч. 490 000 руб. из внебюджетных средств учреждения.

 

Основные результаты реализации инновационной программы

2020-2021гг.:

  • разработка и апробирование содержания, новых форм работы  и технологий педагогической деятельности по дополнительному образованию детей  с ОВЗ дошкольного возраста на базе действующих структурных подразделений – Территориального консультационного центра и Службы ранней помощи
  • консультирование родителей (законных представителей) по вопросам дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста;
  • проведение методического семинара по проблемам дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста; (с изданием сборника методических материалов);
  • создание страницы «Дополнительное образование детей с ОВЗ» на сайте дошкольного учреждения;
  • мониторинг потребности детей с ОВЗ дошкольного возраста на выбор дополнительных образовательных программ;
  • повышение квалификации воспитателей по проблемам дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста; (ежегодно до 25% кадрового состава);

2021-2023гг.:

  • разработка и апробирование содержания, новых форм работы  и технологий педагогической деятельности по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста;
  • описание и обоснование, внедрение содержания, новых форм работы  технологий педагогической деятельности по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста;
  • разработка содержания работы с родителями по  дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста, в т.ч. с использованием информационных технологий и тьюторского сопровождения;
  • мониторинг целевых установок детей с ОВЗ дошкольного возраста на освоение программ дополнительного образования ;
  • публикация методических материалов педагогов (3 публикации в год).

2023-2024 гг.:

  • программа педагогической деятельности по реализации дополнительного образования для детей с ОВЗ дошкольного возраста на базе действующих структурных подразделений – Территориального консультационного центра и Службы ранней помощи;
  • мониторинг целевых установок детей с ОВЗ дошкольного возраста на освоение программ дополнительного образования;
  • публикация методических материалов педагогов (5 публикаций в год);
  •     подготовка и издание методических рекомендаций по реализации содержания, новых форм и технологий педагогической деятельности по реализации дополнительного образования для детей с ОВЗ дошкольного возраста (объем до 150 стр.);
  • проведение всероссийской научно-практической конференции "Теория, методология и практика дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста в России и Свердловской области".

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной программы

  • Методический (региональный) семинар по проблемам реализации дополнительного образования для детей с ОВЗ дошкольного возраста;
  • Сборник нормативно-правовых и методических материалов по проблемам дополнительного образования для детей с ОВЗ дошкольного возраста;
  • Методические рекомендации по реализации содержания, новых форм  и технологий педагогической деятельности по реализации дополнительного образования для детей с ОВЗ дошкольного возраста;
  • Программа педагогической деятельности по реализации дополнительного образования для детей с ОВЗ дошкольного возраста на базе действующих структурных подразделений – Территориального консультационного центра и Службы ранней помощи;
  • Страница  «Дополнительное образование для детей с ОВЗ дошкольного возраста» за сайте ДОО с функцией форума и размещения материалов сторонних авторов и учреждений.
  • Выступление с докладами и презентациями на региональном и муниципальном уровнях. Участие в региональных  выставках и форумах.

Реквизиты документов, подтверждающих прохождение образовательной организацией предварительной экспертизы (Приложение 7.3)

Выписка из протокола № 5 от 10.06.2020

заседания Педагогического совета МАДОУ детский сад 8

 ГО Красноуфимск

Письма поддержки:

  • Письмо научного руководителя,  к.п.н., доцента

Шемятихиной Л. Ю.

  • МО Управление образованием ГО Красноуфимск.
  • Администрации ГО Красноуфимск.
  • Рейтинг муниципальных дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с целями и задачами проекта «Уральская инженерная школа», по результатам конкурса среди муниципальных дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с целями и задачами проекта «Уральская инженерная школа» в 2019 году.
  • Протокол заседания Комиссии по отбору организаций (учреждений), осуществляющих образовательную деятельность и обеспечивающих реализацию ранней помощи на территории Свердловской области для оснащения оборудованием от 18 марта 2019 года.

 

3. Программа реализации инновационной программы

 

  1. Исходные теоретические положения:
  • исследование предмета, цели, задач, принципов, функций дополнительного образования детей: А.Г. Асмолов, В.А.Горский, Е.Б. Евладова, М.Б. Коваль, Г.Н. Попова и др.;
  • проблемы управления системой дополнительного образования детей: А.К. Бруднов, О.Е. Лебедев, А.Б.Фомина, А.И. Щетинская и др.;
  • основные научные направления в дополнительном образовании детей дошкольного возраста: развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников (Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.А. Столяр и др.); развитие сенсорных процессов и способностей дошкольников (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер и др.); математическое развитие дошкольников (П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиев, В.В. Давыдов, А.М. Леушина и др.); становление и развитие определённого стиля мышления в процессе освоения детьми свойств и отношений (А.А. Столяр, Р.Ф. Соболевский, Т.М. Чеботаревская, Е.А. Носова др.);
  • теоретические и методические разработки по содержаниям и технологиям педагогической деятельности: технология проектной деятельности (Данилина Т.А., Зуйкова М.Б., Киселева Л.С., Лагода Т.С.), технология исследовательской деятельности (Короткова Н.А., Савенков А.И.), технология организации сюжетно-ролевых игр (Жуковская Р.И., Запорожец А.В., Менджерицкая Д.В., Михайленко Н.Я., Усова А.П., Эльконин Д.Б.), технология интегрированного обучения (Венгер Л.А., Кравцова Е.Е., Скоролупова О.А.);
  • идеи гуманизации образования и концепции их реализации в педагогиче­ской практике (А.Г. Асмолов, В.П. Бездухов, С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулют­кин, Л.Н. Лесохина, Г.С. Сухобская, И.С. Якиманская);
  • общенаучные и частнонаучные теории и концепции, касающиеся возрастных особенностей формирования личности, ее самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, И.В. Дубровина), ценностных ориентаций (С.А. Анисимов, И.С. Кон, А.В. Матюшкин)и другие.

 

2. Этапы и сроки реализации инновационной программы:

Сроки реализации: 2020-2024 гг.

Этапы реализации:

1 этап (2020-2021 гг.) – организационно-аналитический;

2 этап (2021-2023 гг.) – проектный;

3 этап (2023-2024 гг.) – методический.

 

  1. Содержание и методы реализации инновационной программы, необходимые условия организации работ.

Гипотеза: дополнительное образование детей с ОВЗ дошкольного возраста будет эффективным, если будут разработаны и реализованы содержание, новые формы и технологии педагогической деятельности по реализации дошкольными организациями дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ в дистанционном и очном режимах.

Содержание реализации по годам:

1 этап (2020-2021 гг.) - организационно-аналитический - проведение мониторинга потребностей детей и их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании детей с ОВЗ дошкольного возраста; создание нормативно-правовой документации, позволяющей проектировать и реализовывать содержание, новые формы и технологии педагогической деятельности по дополнительному образованию  детей с ОВЗ дошкольного возраста .

2 этап (2021-2023 гг.) - проектный - разработка и апробирование содержания, новых форм и технологий реализации дополнительного образования для детей с ОВЗ на базе действующих структурных подразделений – Территориального консультационного центра и Службы ранней помощи;

3 этап (2023-2024 гг.) - методический - подготовка методических рекомендаций по реализации содержания, новых форм и технологий педагогической деятельности по реализации дошкольной организацией дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ в дистанционном и очном режимах на территории ГО Красноуфимск.

Методы реализации:

  1. теоретические (анализ педагогической, психологической, научно-методической, дидактической, методологической литературы, синтез, обобщение, классификация);
  2. эмпирические (анкетирование, беседы, наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта, моделирование, проектирование, педагогический эксперимент), статистические и математические методы обработки результатов исследования.

 

4. Прогнозируемые результаты по каждому этапу.

1 этап (2020-2021 гг.) - организационно-аналитический:

  • разработка и апробирование содержания, новых форм работы  и технологий педагогической деятельности по дополнительному образованию детей  с ОВЗ дошкольного возраста на базе действующих структурных подразделений – Территориального консультационного центра и Службы ранней помощи;
  • консультирование родителей (законных представителей) по вопросам дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста;
  • проведение методического семинара по проблемам дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста (с изданием сборника методических материалов);
  • создание страницы «Дополнительное образование детей с ОВЗ» на сайте ДОО;
  • мониторинг потребности детей с ОВЗ дошкольного возраста на выбор дополнительных образовательных программ;
  • повышение квалификации воспитателей по проблемам дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста; (ежегодно до 25% кадрового состава);

2 этап (2021-2023 гг.) - проектный:

  • разработка и апробирование содержания и технологий педагогической деятельности по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста в условиях преемственности образовательных программ общего образования;
  • описание и обоснование, внедрение технологий педагогической деятельности по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста;
  • разработка содержания работы с родителями по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста, в т.ч. с использованием информационных технологий и тьюторского сопровождения;
  • мониторинг целевых установок детей с ОВЗ дошкольного возраста на освоение программ дополнительного образования ;
  • публикация методических материалов педагогов (3 публикации в год).

3 этап (2023-2024 гг.) - методический:

  • программа педагогической деятельности по реализации дополнительного образования для детей с ОВЗ дошкольного возраста на базе действующих структурных подразделений – Территориального консультационного центра и Службы ранней помощи;
  •  мониторинг целевых установок детей с ОВЗ дошкольного возраста и их родителей на освоение программ дополнительного образования;
  • публикация методических материалов педагогов (5 публикаций в год);
  • подготовка и издание методических рекомендаций по реализации содержания, новых форм и технологий педагогической деятельности по реализации дополнительного образования для детей с ОВЗ дошкольного возраста (объем до 150 стр.);
  • проведение всероссийской научно-практической конференции "Теория, методология и практика дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста в России и Свердловской области".

5. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов обеспечиваются:

  • совокупностью исходных методологических и теоретических положений;
  • длительным характером изучения педагогическим коллективом МАДОУ детский сад 8  педагогической теории и практики работы по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста;
  • наличием ресурсного обеспечения, позволяющего реализовать инновационную программу;
  • применением комплекса методов, адекватных цели, задачам инновационной программы;
  • сопоставлением полученных результатов с данными передового педагогического опыта;
  • подтверждением гипотезы исследования полученными результатами,
  • воспроизводимостью полученных результатов.

6. Календарный план реализации инновационной программы с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции(результатов).

Основные мероприятия

Сроки

Ответственные

Конечная продукция

(результат)

1 этап (2020-2021 гг.) – организационно-аналитический

1

Подготовка заявки на повышение квалификации педагогов

Сентябрь 2020г.

Заведующий

Мережникова Л.В.

Заявка

2

Разработка макета и запуск страницы на сайте ДОО "Дополнительное образование детей с ОВЗ", сопровождение работы тематической страницы

Октябрь

2020г.

Ответственные педагоги за работу сайта

Черных А.С., Мезенцева О.Г.

Страница сайта

3

Разработка программы мониторинга целевых установок дошкольников и родителей на выбор адаптированных дополнительных образовательных программ

Ноябрь-декабрь 2020г.

Заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов

 

Программа мониторинга

4

Проведение мониторинговых исследований целевых установок дошкольников и родителей на выбор адаптированных дополнительных  образовательных программ

Январь-май 2021г.

Заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов

 

Аналитическая справка, карта развития ребенка, анкеты родителей (законных представителей)

5

Подготовка и проведение методического семинара по проблемам дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста

Март 2021г.

Заведующий

Мережникова Л.В.,

к.п.н., доцент

Шемятихина Л. Ю.

Программа семинара.

Сборник методический материалов.

6

Консультирование родителей (законных представителей) по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста

В течение

2020-2021года

Заведующий

Мережникова Л.В.,

заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов

График консультаций, карта развития ребенка.

7

Издание сборника методических материалов "Дополнительное образование детей с ОВЗ дошкольного возраста: проблемы и перспективы»

Апрель - июнь 2021г.

Заведующий

Мережникова Л.В.,

к.п.н., доцент

Шемятихина Л. Ю.

 

Сборник

2 этап (2021-2023 гг.) - проектный

8

Формирование рабочей группы и разработка содержания, отбор новых форм  и технологий педагогической деятельности по реализации адаптированных дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ в дистанционном и очном режимах на базе действующих структурных подразделений – Территориального консультационного центра и Службы ранней помощи

 

Август

2021г.

Заведующий

Мережникова Л.В.,

заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов

Содержание, новые формы работы  и технологии педагогической деятельности по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста в дистанционном и очном режимах.

 

9

Апробирование содержания, новых форм и технологий дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста в дистанционном и очном режимах на базе действующих структурных подразделений – Территориального консультационного центра и Службы ранней помощи

Сентябрь 2021г.-

май 2023г.

Заведующий

Мережникова Л.В.,

заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов, социальные партнёры

Методические материалы.

10

Проведение мониторинговых исследований целевых установок дошкольников и родителей на выбор  адаптированных дополнительных образовательных программ

Январь,

май

2021-

2023 г.

Заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов

 

Аналитическая справка.

11

Подготовка и публикация методических материалов педагогов

В течение

2021-

2023 г.

 

 

Заведующий

Мережникова Л.В.,

заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов

Публикации педагогов.

12

Внутренняя и внешняя экспертиза содержания, новых форм и технологий  дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста в дистанционном и очном режимах.

Апрель-июнь 2023г.

К.п.н., доцент

ШемятихинаЛ. Ю.

 

Рецензия.

3 этап (2023-2024гг.) - методический

13

Создание рабочей группы и подготовка к публикации методических рекомендаций по реализации содержания, новых форм и технологий педагогической деятельности по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста в дистанционном и очном режимах на базе действующих структурных подразделений – Территориального консультационного центра и Службы ранней помощи

Сентябрь-декабрь 2023г.

Заведующий

Мережникова Л.В.,

заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов

Методические рекомендации.

14

Подготовка и проведение всероссийской научно-практической конференции "Теория, методология и практика дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста в России и Свердловской области".

Январь-март

2024г.

Заведующий

Мережникова Л.В.

заместитель заведующего Елисеева С.А.

Программа конференции.

Сборник статей научно-практической конференции.

15

Проведение мониторинговых исследований целевых установок дошкольников и родителей на выбор на выбор адаптированных дополнительных образовательных программ

В течение 2023-2024 года

Заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов

Аналитическая справка.

16

Разработка и презентация опыта реализации инновационной программы «Дополнительное образование

детей с особыми возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях»

В течение 2023-2024 года

Заведующий

Мережникова Л.В.,

заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов

Программа распространения педагогического опыта.

17

Подготовка и публикация методических материалов педагогов

В течение

2023-2024 года

Заведующий

Мережникова Л.В.,

заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов

Публикации педагогов.

 

Опрос

Помог ли наш портал Вам выбрать инновационную практику?
Ответить
Время выполнения php скрипта: 5.5561 секунд