Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием ГО Красноуфимск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 8 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению
развития воспитанников»
Дополнительное образование
детей с особыми возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях
Направление – Новые практики поддержки и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями
Инновационная программа
Наименование инновационной программы |
Дополнительное образование детей с особыми возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях |
Основная идея инновационной программы |
Внедрение новых форм организации и технологий реализации, содержание дополнительных общеобразовательных программ для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями как посещающих ДОО, так и находящихся на семейном образовании, которые позволят создать для ребенка условия для социализации, проявления способностей, успешности и равные стартовые возможности для продолжения образования. |
Современное состояние исследований и разработок по данной инновационной программе |
Понятие «дополнительное образование детей» введено в 1992 году образовательным законодательством. Дополнительное образование детей в России возникло и развивается на традициях российской системы внешкольного образования, внешкольного воспитания, внешкольной и внеклассной работы. Исследованием предмета, цели, задач, принципов, функций дополнительного образования детей занимались А.Г. Асмолов, В.А.Горский, Е.Б. Евладова, М.Б. Коваль, Г.Н. Попова и др. Проблемы управления системой дополнительного образования детей представлены в работах А.К. Брудного, О.Е. Лебедева, А.Б.Фоминой, А.И. Щетинской и др., которые отмечают, что они связанны с получением дополнительного образования нового статуса. Методика дополнительного образования, ориентированная на детей дошкольного возраста, содержит ограниченное количество разработок. Наметилось несколько основных научных направлений в дополнительном образовании детей дошкольного возраста: развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников (Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.А. Столяр и др.); развитие сенсорных процессов и способностей дошкольников (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер и др.); математическое развитие дошкольников, основанное на идеях первоначального (до освоения чисел) овладения детьми способами практического сравнения величин через выделение в предметах общих признаков – массы, длины, ширины, высоты (П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиев, В.В. Давыдов, А.М. Леушина и др.); становление и развитие определённого стиля мышления в процессе освоения детьми свойств и отношений (А.А. Столяр, Р.Ф. Соболевский, Т.М. Чеботаревская, Е.А. Носова др.). В сложившейся практике деятельности дошкольных образовательных организаций (далее по тексту ДОО) отсутствует описание новых форм организации и технологий реализации дополнительных общеобразовательных программ (далее по тексту ДОП) для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями как посещающих ДОО, так и находящихся на семейном образовании. Это подтверждается отсутствием адаптированных ДОП на официальных сайтах ДОО. К сожалению, особые дети, как целевая аудитория традиционно рассматриваются только в рамках оказания платных образовательных услуг по узкому перечню ДОП. Имеющийся дефицит современных теоретических и методических разработок в области форм организации и технологий реализации ДОП для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями как посещающих ДОО, так и находящихся на семейном образовании, подтверждает актуальность инновационной программы. |
Обоснование значимости реализации инновационной программы для развития системы образования в Свердловской области |
Главные стратегии становления современной системы дополнительного образования детей определены приоритетным национальным проектом «Образование», программой «Пятилетка развития Свердловской области» на 2017–2021 годы, утвержденной Указом Губернатора Свердловской области от 31.10.2017 № 546-УГ, приоритетным региональным проектом «Доступное дополнительное образование для детей». Развитие региональной системы дополнительного образования детей направлено на повышение его доступности и качества, мотивацию обучающихся к познанию и творчеству, развитие инновационных форм и технологий дополнительного образования с учетом интересов и возможностей детей с различными образовательными потребностями. В настоящее время в Свердловской области уделяется особое внимание созданию условий для получения общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ), численность которых составила в 2019 году 27 776 человек. К сожалению, для этих детей с ОВЗ отсутствуют адаптированные ДОП, а значит отсутствуют равные стартовые возможности для получения данными детьми дополнительного образования, особенно это касается детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что не все ДОО готовы реализовать дополнительные образовательные программы, в том числе для детей с ОВЗ. На территории городского округа Красноуфимск отмечена тенденция увеличения детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья. На 1 апреля 2020 года на территории ГО Красноуфимск проживают 197 таких детей. В настоящее время в городе отсутствуют Центры с гибким графиком для оказания услуг дополнительного образования различных форм для родителей и детей с ОВЗ. |
Цели и задачи инновационной программы |
Цель: разработка и апробирование, демонстрация эффективных образовательных практик по реализации программ дополнительного образования детей с особыми возможностями здоровья, как посещающих детский сад, так и находящихся на семейном воспитании. Задачи и содержание проекта по годам: 2020-2021гг. - проведение мониторинга потребностей детей и их родителей (законных представителей) в территории в дополнительном образовании детей с ОВЗ; создание нормативно-правовой документации, позволяющей внедрение новых форм организации и технологий реализации, содержание дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста. 2021-2023 гг. - разработка и апробирование содержания, новых форм работы и технологий педагогической деятельности по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста 2023-2024гг. - подготовка методических рекомендаций по реализации содержания, новых форм работы и технологий педагогической деятельности по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста на территории ГО Красноуфимск Направления деятельности: 1. Организация, формы и технологии организации дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста. 2. Технологическое, дидактическое и информационное обеспечение дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста. 3. Совместная работа с родителями по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста. 4. Кадровое обеспечение по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста. |
Сроки реализации инновационной программы |
2020-2024 годы |
Объем и источники финансирования реализации инновационной программы |
1 225 000 руб., в т.ч. 490 000 руб. из внебюджетных средств учреждения.
|
Основные результаты реализации инновационной программы |
2020-2021гг.:
2021-2023гг.:
2023-2024 гг.:
|
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной программы |
|
Реквизиты документов, подтверждающих прохождение образовательной организацией предварительной экспертизы (Приложение 7.3) |
Выписка из протокола № 5 от 10.06.2020 заседания Педагогического совета МАДОУ детский сад 8 ГО Красноуфимск Письма поддержки:
Шемятихиной Л. Ю.
|
2. Этапы и сроки реализации инновационной программы:
Сроки реализации: 2020-2024 гг.
Этапы реализации:
1 этап (2020-2021 гг.) – организационно-аналитический;
2 этап (2021-2023 гг.) – проектный;
3 этап (2023-2024 гг.) – методический.
Гипотеза: дополнительное образование детей с ОВЗ дошкольного возраста будет эффективным, если будут разработаны и реализованы содержание, новые формы и технологии педагогической деятельности по реализации дошкольными организациями дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ в дистанционном и очном режимах.
Содержание реализации по годам:
1 этап (2020-2021 гг.) - организационно-аналитический - проведение мониторинга потребностей детей и их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании детей с ОВЗ дошкольного возраста; создание нормативно-правовой документации, позволяющей проектировать и реализовывать содержание, новые формы и технологии педагогической деятельности по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста .
2 этап (2021-2023 гг.) - проектный - разработка и апробирование содержания, новых форм и технологий реализации дополнительного образования для детей с ОВЗ на базе действующих структурных подразделений – Территориального консультационного центра и Службы ранней помощи;
3 этап (2023-2024 гг.) - методический - подготовка методических рекомендаций по реализации содержания, новых форм и технологий педагогической деятельности по реализации дошкольной организацией дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ в дистанционном и очном режимах на территории ГО Красноуфимск.
Методы реализации:
4. Прогнозируемые результаты по каждому этапу.
1 этап (2020-2021 гг.) - организационно-аналитический:
2 этап (2021-2023 гг.) - проектный:
3 этап (2023-2024 гг.) - методический:
5. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов обеспечиваются:
6. Календарный план реализации инновационной программы с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции(результатов).
№ |
Основные мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Конечная продукция (результат) |
---|---|---|---|---|
1 этап (2020-2021 гг.) – организационно-аналитический |
||||
1 |
Подготовка заявки на повышение квалификации педагогов |
Сентябрь 2020г. |
Заведующий Мережникова Л.В. |
Заявка |
2 |
Разработка макета и запуск страницы на сайте ДОО "Дополнительное образование детей с ОВЗ", сопровождение работы тематической страницы |
Октябрь 2020г. |
Ответственные педагоги за работу сайта Черных А.С., Мезенцева О.Г. |
Страница сайта |
3 |
Разработка программы мониторинга целевых установок дошкольников и родителей на выбор адаптированных дополнительных образовательных программ |
Ноябрь-декабрь 2020г. |
Заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов
|
Программа мониторинга |
4 |
Проведение мониторинговых исследований целевых установок дошкольников и родителей на выбор адаптированных дополнительных образовательных программ |
Январь-май 2021г. |
Заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов
|
Аналитическая справка, карта развития ребенка, анкеты родителей (законных представителей) |
5 |
Подготовка и проведение методического семинара по проблемам дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста |
Март 2021г. |
Заведующий Мережникова Л.В., к.п.н., доцент Шемятихина Л. Ю. |
Программа семинара. Сборник методический материалов. |
6 |
Консультирование родителей (законных представителей) по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста |
В течение 2020-2021года |
Заведующий Мережникова Л.В., заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов |
График консультаций, карта развития ребенка. |
7 |
Издание сборника методических материалов "Дополнительное образование детей с ОВЗ дошкольного возраста: проблемы и перспективы» |
Апрель - июнь 2021г. |
Заведующий Мережникова Л.В., к.п.н., доцент Шемятихина Л. Ю.
|
Сборник |
2 этап (2021-2023 гг.) - проектный |
||||
8 |
Формирование рабочей группы и разработка содержания, отбор новых форм и технологий педагогической деятельности по реализации адаптированных дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ в дистанционном и очном режимах на базе действующих структурных подразделений – Территориального консультационного центра и Службы ранней помощи
|
Август 2021г. |
Заведующий Мережникова Л.В., заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов |
Содержание, новые формы работы и технологии педагогической деятельности по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста в дистанционном и очном режимах.
|
9 |
Апробирование содержания, новых форм и технологий дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста в дистанционном и очном режимах на базе действующих структурных подразделений – Территориального консультационного центра и Службы ранней помощи |
Сентябрь 2021г.- май 2023г. |
Заведующий Мережникова Л.В., заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов, социальные партнёры |
Методические материалы. |
10 |
Проведение мониторинговых исследований целевых установок дошкольников и родителей на выбор адаптированных дополнительных образовательных программ |
Январь, май 2021- 2023 г. |
Заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов
|
Аналитическая справка. |
11 |
Подготовка и публикация методических материалов педагогов |
В течение 2021- 2023 г.
|
Заведующий Мережникова Л.В., заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов |
Публикации педагогов. |
12 |
Внутренняя и внешняя экспертиза содержания, новых форм и технологий дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста в дистанционном и очном режимах. |
Апрель-июнь 2023г. |
К.п.н., доцент ШемятихинаЛ. Ю.
|
Рецензия. |
3 этап (2023-2024гг.) - методический |
||||
13 |
Создание рабочей группы и подготовка к публикации методических рекомендаций по реализации содержания, новых форм и технологий педагогической деятельности по дополнительному образованию детей с ОВЗ дошкольного возраста в дистанционном и очном режимах на базе действующих структурных подразделений – Территориального консультационного центра и Службы ранней помощи |
Сентябрь-декабрь 2023г. |
Заведующий Мережникова Л.В., заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов |
Методические рекомендации. |
14 |
Подготовка и проведение всероссийской научно-практической конференции "Теория, методология и практика дополнительного образования детей с ОВЗ дошкольного возраста в России и Свердловской области". |
Январь-март 2024г. |
Заведующий Мережникова Л.В. заместитель заведующего Елисеева С.А. |
Программа конференции. Сборник статей научно-практической конференции. |
15 |
Проведение мониторинговых исследований целевых установок дошкольников и родителей на выбор на выбор адаптированных дополнительных образовательных программ |
В течение 2023-2024 года |
Заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов |
Аналитическая справка. |
16 |
Разработка и презентация опыта реализации инновационной программы «Дополнительное образование детей с особыми возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях» |
В течение 2023-2024 года |
Заведующий Мережникова Л.В., заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов |
Программа распространения педагогического опыта. |
17 |
Подготовка и публикация методических материалов педагогов |
В течение 2023-2024 года |
Заведующий Мережникова Л.В., заместитель заведующего Елисеева С.А., творческая группа педагогов |
Публикации педагогов. |