Межпредметные интегративные погружения дают возможность формирования всех универсальных компетентностей. Можно выделить преимущественные универсальные компетентности, которые формируются/проявляются на каждом этапе погружения:
Этап погружения |
Универсальные компетентности |
Планируемые результаты и эффекты |
Образовательный вызов. Введение в погружение |
Понимание, анализ и интерпретация задачи |
идентификация и определение главной проблемы; осознание предлагаемых условий деятельности и требований к результату. |
Определение индивидуального и группового смысла деятельности. |
Выбор и применение вариантов для решения комплексных задач, в том числе открытых (имеющих более одного решения);
Способность договариваться (убеждать, аргументировать свою позицию и принимать чужую, в том числе с учетом социальных и культурных различий), разрешать конфликты, осознавать возможные объективные противоречия в интересах разных сторон и учитывать их при принятии решений… |
обоснование и согласование в группе целевых ориентиров, предвосхищение конечного результата; определение критериев конечного результата; выдвижение нескольких версий решения проблемы; постановка цели деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулирование задач как шагов достижения цели; планирование путей достижения цели, в том числе альтернативных; принятие позиции собеседника, понимание позиции другого; критический анализ разных точек зрения, подтверждение вывода аргументацией; устранение в рамках диалога разрывов в коммуникации, обусловленных непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога; осознанный выбор наиболее эффективного способа решения; самостоятельный поиск средств/ресурсов для решения задачи/проблемы; прогнозирование затруднений и возможных способов/средств их устранения. |
Блок занятий, мастерских, образовательных путешествий, консультаций со специалистами и т.д. |
Идентификация неявно заданных качеств предметов и явлений, скрытых ресурсов для решения задачи; выстраивание причинно-следственных цепочек, в том числе разветвленных с необходимой степенью детализации; применение формальной логики в условиях недостаточного знания; выделение главного, противоречий, аналогий, построение классификаций… |
поиск, анализ и интерпретация информации в контексте решаемой задачи; корректное формулирование поискового запроса; сравнение, классификация и обобщение фактов и явлений; выявление явления из общего ряда других явлений; самостоятельное выявление информации, нуждающейся в проверке, предложение и применение способа проверки достоверности информации; самостоятельное осуществление причинно-следственного анализа; осознанное изменение намеченного пути решения задачи на основе вновь полученной информации. |
Компетентностные пробы. Индивидуальная или коллективно-распределенная деятельность по созданию собственного продукта |
Креативное мышление, изобретательность (продуктивное действие в ситуациях новизны и неопределенности при недостатке информации; создание собственного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и оригинальностью);
Кооперативность, способность к сотрудничеству, совместной работе, в том числе в роли лидера и в роли участника команды, ответственность и ее распределение, координация действий внутри команды; |
организация учебного взаимодействия в группе (определение общих целей, распределение ролей и т. Д.); определение возможной роли и ее выполнение в коллективной деятельности; построение позитивных отношений в процессе деятельности; внесение корректив в намеченный план и текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавление связи между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности; предложение изменений характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; осуществление самоконтроля своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; сверка своих действий с целью и, при необходимости, самостоятельное исправление ошибки. |
Апробация идеи/продукта. Презентация и экспертная оценка результатов деятельности. Подведение индивидуальных и групповых итогов |
Самоорганизация – способность человека рефлексивно относиться к своей деятельности, мобилизовать себя на выполнение задач, способность выбирать стратегию настойчивости или гибкости… |
описание своего опыта и продукта деятельности, оформление его для передачи другим людям; использование вербальных и невербальных средств в осуществлении коммуникации; анализ/рефлексия опыта разработки и реализации идеи на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата; соблюдение норм публичной речи; корректное и аргументированное отстаивание своей точки зрения, в дискуссии умение выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). |
Рефлексия и самооценка |
наблюдение и анализ собственной деятельности и деятельности всей команды; соотношение планируемых и реальных результатов деятельности; самостоятельное определение причин своего успеха или неуспеха и нахождение способов выхода из ситуации неуспеха; определение того, какие действия по решению поставленной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта деятельности. |