Главная » Проекты инновационной деятельности в сфере образования » АРХИВ » 2024 » Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 » Выступление: «Реализация проекта «Школа равных возможностей» для повышения образовательных результатов обучающихся»




Ссылка на видеоролик

Ссылка на презентацию

1 СЛАЙД

Добрый день (дактиль)

 

Тема: «Реализация проекта «Школа равных возможностей»

для повышения образовательных результатов обучающихся»

2 СЛАЙД (стих)

Думают иные — те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звезды и луну:

— Как она без зренья красоту опишет,

Как поймет без слуха звуки и весну?!

 

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев пальцами ловлю.

Утопая в сумрак, я пройду по саду,

И мечтать готова, и сказать люблю…

 

Если Вас чаруют красота и звуки,

Не гордитесь этим счастьем предо мной!

Лучше протяните с добрым чувством руки.

Что б была я с Вами, а не за стеной.

 

По данным сайта Министерства просвещения в России 1 млн 150 тысяч обучающихся с ОВЗ и около 300 тысяч детей-инвалидов школьного возраста.

Мы не всегда понимаем таких детей, а они нас.

Все дети разные, в том числе с особыми образовательными потребностями, и мы должны не только уметь их понимать, но и давать качественное образование.

3 СЛАЙД

В Средней школе № 21 данные категории детей обучаются уже более 25 лет.

Из 811 учащихся имеют особые образовательные потребности, как в обучении, так и в воспитании:

1) 121 учащихся с ОВЗ

2) 5 человек с ментальными отклонениями

3) 10 детей-инвалидов

4) 12 детей из семей мигрантов

Какие из перечисленных категорий детей обучаются в ваших школах?

Мы видим, что многие школы имеют практику работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Сегодня мы расскажем, каким опытом работы обладаем мы.

В школе созданы вариативные условия для получения общего образования детьми с ОВЗ:

1) в отдельных (специальных(коррекционных) классах);

2) в общеобразовательных классах (инклюзивно);

3) обучение на дому;

4) обучение по индивидуальному учебному плану.

4 СЛАЙД

Особенность нашей школы в том, что большая часть обучающихся с ОВЗ обучается инклюзивно. В настоящее время не существует единого определения инклюзивного образования. С течением времени понятия, относящиеся к инклюзивности меняются. Наиболее распространено такое: дети с нарушениями и без нарушений учатся в одном классе вместе. Мы придерживаемся именно этого определения.

5 СЛАЙД

Для того, чтобы у вас сложилась целостная картина, мы предлагаем посмотреть видеосюжет, в котором директор нашей школы Оксана Владимировна Иванова расскажет о созданной системе специальных образовательных условий – начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ. При необходимости Вы сможете задать нам вопросы.

В школе созданы необходимые условия для получения образования и социальной адаптации всех категорий учащихся. Это подтверждает высокий рейтинг по результатам независимой оценки качества условий образовательной деятельности – первое место в городе в 2018 году.

6 СЛАЙД

Накопленный опыт даёт нам возможность сделать вывод о том, что дети с ОВЗ обучаясь среди сверстников без нарушений, показывают выше академические результаты и более успешно социализируются.

Данная гипотеза стала основой для разработки программы «Школа равных возможностей». Цель программы: создание условий для качественного образования детей с различными образовательными потребностями.

            В 2020 году наша школа приняла участие в областном конкурсе и получила статус региональной инновационной площадки.

Основная идея программы «Школа равных возможностей» заключается в том, что дети с особыми образовательными потребностями могут быть способными в разных областях деятельности, но существует неравенство возможностей между ними и здоровыми сверстниками.

7 СЛАЙД

В меняющихся социальных условиях большое значение приобретает «неадаптивная социализация», которая является новой для системы образования и предполагает обеспечение возможности создания детьми с особыми образовательными потребностями собственной модели поведения и самоопределения в условиях массовой школы.

Преимущества инклюзивного образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

наличие постоянной возможности взаимодействовать со сверстниками различного академического уровня оказывает благотворное влияние на детей с нарушениями, они показывают более высокие результаты в учёбе;

- в инклюзивной обстановке дети имеют возможность взаимодействовать со сверстниками, дающими модели поведения;

- дети с нарушениями, включенные в инклюзивную обстановку демонстрируют позитивное социальное и эмоциональное поведение, нежели дети, которые в неё не включены

8 СЛАЙД

Преимущества инклюзивного образования для типично развивающихся детей

- становятся более понимающими и способными развивать положительное отношение к различиям

- типично развивающихся сверстников можно обучить ролям наставников

- наставничество сверстников позволяет типичным детям объяснять понятия, таким образом осваивая понятия на более высоком уровне.

9 СЛАЙД

Каждый ребенок имеет свой образовательный результат, исходя из своих психофизических особенностей, поэтому в своей работе мы руководствуемся следующими принципами:

- все дети разные,

- все дети могут учиться;

- есть разные способности, потребности, различные этнические группы;

- ребёнок может адаптироваться в общеобразовательном пространстве и достигать результатов при создании необходимых условий.

10 СЛАЙД

Мы предлагаем Вам познакомиться с программой организации образовательного процесса, которая позволяет достигать планируемых результатов обучающимися с различными образовательными потребностями.

Инструментами реализации программы являются проекты: «Учёба», «Здоровье», «Творчество», «Профориентация».

11 СЛАЙД

1) Проект «Учёба»:

Одним из условий повышения учебной мотивации обучающихся с ООП и качества образования является организация в школе мероприятий обеспечивающих неадаптивную социализацию, например:

- организация просветительских мероприятий;

- посещение учащимися с ООП курсов внеурочной деятельности;

Также дети с ОВЗ участвуют в проектной деятельности и олимпиадах, но специальных для данной категории

- участие в школьной и окружной научно- практической конференции для детей с ОВЗ «Мир вокруг нас»;

- проведение школьных предметных олимпиад для детей с ООП.        

12 СЛАЙД

Особые проблемы возникли в школе в 2016 году с появлением детей мигрантов. Мы их тоже относим к категории детей с особыми образовательными потребностями. Они не имеют достаточной речевой практики в семье для полноценного овладения русским языком, однако, придя в школу, они вынуждены обучаться по программе, которая рассчитана на носителей русского языка. Результаты обследования на готовность к обучению на русском языке по всем компонентам речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование) показали, что эти учащиеся владеют русским языком на элементарном уровне, позволяющем обслуживать исключительно бытовые потребности ребёнка (еда, транспорт, больница).

По итогам первого года обучения все учащиеся вышли «неуспевающими». Учащимися была пройдена ПМПК, специалисты которой рекомендовали школьникам адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с ЗПР.

Данная социокультурная ситуация потребовала поиска новых современных подходов к адаптации и обучению детей международных мигрантов. Чтобы устранить данную проблему в начале 2017 учебного года 30 педагогов, и администрация школы прошли обучение по образовательной программе ИРО «Методические вопросы реализации сопроводительного курса для детей мигрантов к основной программе "Русский язык"». Были приобретены, наверно лучшие на сегодняшний момент, учебные пособия «Русский язык: от ступени к ступени» и внедрен курс внеурочной деятельности «Хочу знать русский язык».

На сегодняшний день мы можем сказать, что дети, для которых русский язык является неродным, успешно социализированы в обществе с родным языком русским. В течение следующего года обучения детьми была погашена академическая задолженность, и, хотя обучение продолжилось по адаптированной программе, учащимися успешно пройдены процедуры итогового собеседования по русскому языку в качестве допуска к государственной итоговой аттестации, а также ежегодно успешно проходят процедуры ОГЭ и ГВЭ. После завершения обучения на основном уровне образования учащиеся поступают на обучение по выбранным профессиональным программам, а затем остаются жить и работать в российском обществе. Уровень владения русским языком переходит от элементарного (А1) и базового (А2) до сертификационных (В1 – С2). Наличие первого сертификационного уровня владения русским языком (В1) необходим для поступления в вузы России.

13 СЛАЙД

Остальные проекты также предполагают участие детей с ООП в мероприятиях, обеспечивающих «неадаптивную социализацию».

2) Проект «Здоровье»: вовлечение обучающихся с ООП в систему мероприятий по пропаганде здорового образа, формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Для обучающихся с ООП участие в мероприятиях по этому направлению является более доступным для достижения успеха наравне с нормотипичными детьми.

Перечень проводимых мероприятий в Средней школе № 21:

туристический слет, школьная спартакиада, осенняя ярмарка, «Папа, мама, я - спортивная семья», массовые мероприятия для детей с ООП в рамках мероприятий адаптивной физической культуры (утренняя гимнастика, занятия ритмикой, ЛФК, организация подвижных игр на переменах, спортивный час).

Обучающиеся с ООП наравне со всеми учащимися включены в систему дополнительного образования: волейбол, баскетбол, меткий стрелок, ОФП, футбол, военно- патриотический клуб «Воин».

14 СЛАЙД

3) Проект «Творчество»: участие в мероприятиях, направленных на творческую самореализацию обучающихся с ООП, волонтёрство.

Реализуется через школьный проект воспитательной работы: определяется тема года, которой посвящены все мероприятия проекта, классы объединяются в пары, в паре один из классов является наставниками или вожатыми.

Одна из задач проекта создание для обучающихся с особыми образовательными потребностями специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных «проб», действий, имеющих реальный эффект, что имеет значение и для повышения уровня социальной ответственности детей

15 СЛАЙД

4) Проект «Профориентация»: Цель: Формирование личного профессионального плана выпускника школы

Единый план работы со всеми категориями учащихся. Задачи начальной школы на слайде.

17 СЛАЙД

5 - 7 классы

Главный метод работы в 5-7 классах проектный

В рамках общероссийских проектов «Проектория», «Билет в будущее»

Кроме того, все обучающиеся работают над проектами.

            5 класс «Профессии наших родителей» (классный проект).

            6 класс «Профессии ХI века» (групповой проект)

            7 класс «Я выбираю профессию - ….» (индивидуальный проект)

18 СЛАЙД

 

В 8 – 9 классы

- подготовка и защита проекта: «Я – проект».

19 СЛАЙД

Внутренняя система оценки качества реализации адаптированных программ включает в себя мониторинг:

1. Успеваемость обучающихся с ООП.

2. Активность в досуговой деятельности: участие в жизни и школы, занятость в системе дополнительного образования

3. Достижение обучающимися планируемых результатов обучения.

4. Соблюдение правил и норм поведения.

20 СЛАЙД

Вывод: все школы должны научиться работать с детьми с особыми образовательными потребностями и предоставить им равные возможности получения образования в соответствии с ФГОС. Эти требования нам диктуют Национальный проект «Образование» и профессиональный стандарт педагога.

21 СЛАЙД

Спасибо за внимание. Задавайте вопросы.

 

Опрос

Помог ли наш портал Вам выбрать инновационную практику?
Ответить
Время выполнения php скрипта: 4.6395 секунд