Главная » События » Конференция с участием образовательных организаций, располож


Конференция с участием образовательных организаций, имеющих статус региональной инновационной площадки


 

Конференция с участием образовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области,
имеющих статус региональной инновационной площадки
в Свердловской области

 

Тема: Региональные инновационные площадки в Свердловской области как ресурсные центры развития системы образования Свердловской области.

 

Цель конференции: представление результатов реализации инновационных проектов и программ в сфере образования в Свердловской области и обсуждение основных организационных и методических вопросов деятельности региональных инновационных площадок в Свердловской области на 2017 год.

 

Дата проведения: 30 марта 2017 года

 

Время проведения: 10:00–16:00

 

Место проведения: Екатеринбург, государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», ул. Щорса 92а; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет», пр. Космонавтов, 26.

 

Отчет по конференции с участием образовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области,
имеющих статус региональной инновационной площадки
в Свердловской области
  по теме: «Региональные инновационные площадки в Свердловской области как ресурсные центры развития системы образования Свердловской области»

 

Образование как главное средство социального развития личности должно подвергаться изменениям в зависимости от запросов современного общества. И с этим фактом сложно поспорить. На сегодняшний день понятие инновации в образовании рассматривается как обновление и нововведение. Но какова же цель этого процесса? Безусловно, все новое, что создается для системы образования, применяется для повышения эффективности результатов обучения.

Сама сущность инноваций в образовании заключается в поиске и  применении новых подходов к обучению  и воспитанию подрастающего поколения. Создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инноваторы неизбежно сталкиваются с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены  искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

Под инновациями в образовании предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные, межпредметные программы), методы оценивания образовательного результата, управления системой образования.

Под инновациями в управлении следует понимать новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой деятельности, например, проектное управление.

В качестве инноваций в подготовке и переподготовке кадров образования следует рассматривать новые методики преподавания,  способы организации занятий, а также новые программы переподготовки, ориентированные на изменение требований к качеству образования:

  • дистанционное обучение;
  • создание сетевых структур;
  • тьюторство;
  • интегрированные межпредметные курсы по обучению новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов).

 Отношение людей к инновациям различно: одни склонны к их принятию, другие - более консервативны, третьи – отвергают инновации. Иногда в одном человеке одновременно уживаются различные проявления в отношении новаций из разных областей его деятельности.

Инновационные процессы в системе образования Свердловской области охватывают практически все компоненты образовательного комплекса и нацелены на системный эффект качественных преобразований. В «Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» стратегической целью государственной политики в области образования является обеспечение доступности качественного общего и профессионального образования Свердловской области, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития в целях повышения качества жизни человека.  Речь идет о формировании действенных механизмов продвижения инновационного опыта образовательных организаций, включенность их в процессы инновационного развития.

В Свердловской области создана инновационная инфраструктура в сфере образования области, состоящая из сети инновационных площадок. Ее главная задача состоит в обеспечении модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития области на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, стратегических ориентиров органов исполнительной и законодательной власти Свердловской области.

На основании ст. 20 ФЗ №273 от 2013 г. "Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляются в целях модернизации и развития системы образования, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования".

Инновационная деятельность (ст.20) ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, кадрового, правового и т.д. обеспечения системы образования. Организуется в форме реализации инновационных проектов и программ, но не с позиции эксперимента, а с позиции - совершенствования - это не новое содержание и технологии, а инновационные изменения в сфере обеспечения системы образования.

На заседании Совета Федерации министр образования О. Васильева отметила, что одной из форм поддержки инновационной деятельности в  российских регионах стало присвоение статуса региональной инновационной площадки образовательным организациям, только в пяти субъектах Российской Федерации организована эта деятельность. В Свердловской области  с 2015 года системно организована эта деятельность. Постановлением Правительства Свердловской области от 18 марта 2015 г. N 172-ПП утвержден Порядок признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, расположенных на территории Свердловской области, региональными инновационными площадками в Свердловской области.

В 2017 году в Свердловской области инновационная деятельность институализирована в рамках 93 региональных инновационных площадок, из них 38 получили статус в 2015 году, 55– в 2016 году.

Региональные инновационные площадки действуют в 25 муниципальных образованиях Свердловской области, в городе Екатеринбурге -27 региональных площадок, в  г. Нижний Тагил-19,  в городах:  Лесной, Новоуральск, Красноуфимск  по пять, в городах: Первоуральск, Качканарский по три, в городах:  Ревда, Полевской, Каменск-Уральский, Карпинск, Асбест, Алапаевск, Камышлов, Богданович по две,  в других городах по одной региональной площадке.

Статус региональных инновационных площадок присвоен образовательным организациям разных типов: 18 организациям, реализующим программы дошкольного образования, 52 общеобразовательным организациям, 12 профессиональным образовательным организациям, 3 образовательным организациям высшего образования, 7 организациям дополнительного образования,  1 организации дополнительного профессионального образования.

Темы проектов, реализуемых региональными инновационными площадками можно объединить в группы по следующим направлениям:

  • Развитие технического творчества, формирование инженерного мышления обучающихся- 20;
  • Профориентация, предпрофильная и профильная подготовка обучающихся- 20;
  • Оценка и управление качеством образования- 17;
  • Воспитание и социализация  обучающихся- 10;
  • Развитие кадрового потенциала- 7;
  • Инклюзивное образование-7;
  • Инновационная среда развития детей дошкольного возраста-12.

Осуществляется системное наполнение банка инновационного опыта и практик, его широкое освещение, информирование общественности о опыте общеобразовательных организаций, что существенно повышает уровень информационной открытости образования Свердловской области для педагогического сообщества.

Накопление, обобщение, экспертиза и трансляция продукта инновационной деятельности общеобразовательных организаций – региональных площадок Свердловской области осуществляется в открытом доступе на сайтах общеобразовательных организаций, газете «Учитель» и портале «Навигатор инновационных  практик в системе образования Свердловской области», разработанным  Институтом развития образования Свердловской области. Возможности портала позволяют обеспечить дискуссионный и переговорный профессиональный формат общения,  по выстраиванию  единой региональной инновационной сети,  масштабированию и тиражированию инновационной практики по проблематике проектов, проведению вебинаров, видеосессий, коучинг-сессий и экспертно-аналитических семинаров.

30 марта 2017 года состоялась конференция с участием образовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области,
имеющих статус региональной инновационной площадки
в Свердловской области  по теме: «Региональные инновационные площадки в Свердловской области как ресурсные центры развития системы образования Свердловской области». На конференции были представлены результаты реализации инновационных проектов и программ в сфере образования в Свердловской области и обсуждены основные организационные и методические вопросы деятельности региональных инновационных площадок в Свердловской области на 2017 год.

На  секции  «Развитие технического творчества, формирование инженерного мышления»  состоялось обсуждение по вопросам: нормативно-правовых, организационных условий необходимых для образовательных организаций,  реализующих направление по развитию технического творчества, формированию инженерного мышления; особенностей организации проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества детей в общем и дополнительном образовании; приоритетных направлениях в содержании основных образовательных программ всех уровней образования для подготовки инженерно-технических кадров.

Участники секции пришли к выводам о значимости создания условий для формирования высокотехнологичной среды для реализации программ инженерного образования на основе преемственности и сетевого взаимодействия всех субъектов образовательных отношений, образовательных организаций разных уровней  и промышленных предприятий; обеспечения научно-методического сопровождения реализации образовательных программ инженерного образования, в том числе в проектной и исследовательской деятельности субъектов образовательных отношений в инновационной образовательной и высокотехнологичной среде.

На секции «Развитие кадрового потенциала» были актуализированы проблемы развития кадрового потенциала в Свердловской области. Были определены механизмы развития кадрового потенциала: формирование «культуры лидерства»: менторство, коучинг, консалтинг, тьюторство; формирование педагогической элиты. Участники секции отметили  необходимость создания системы корпоративного взаимодействия в системе образования, основанной на педагогах-лидерах.

На круглом столе «Перспективы деятельности инновационного опыта региональных инновационных площадок в сфере развития кадрового потенциала были обсуждены модели, реализуемые региональными инновационными площадками: «Адресное повышение квалификации специалистов СПО (аксиологическая модель)»; «Учебно-методическое объединение как ресурс профессионального развития педагогических работников»; «Педагогический УниверсУм (инновационная модель методической службы ОО"); «Педагогическая интернатура (модель "студент - наставник»). Участники секции приняли решение по апробации и описанию региональных моделей, ориентированных на развитие кадрового потенциала ОО, с последующим распространением на территории Свердловской области.

На секции  «Инклюзивное образование» обсуждались проблемы создания ресурсного центра;  модели психолого-педагогического сопровождения в условиях консультационного центра, а также степень востребованности со стороны родителей;  состояние тьюторинга в образовательных организациях и пути их решения;  формирование готовности общества принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья, пути организации и реализации «антикризисного общения».

Участники секции отметили значимость разработки по качественному обновлению содержания образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации инновационных проектов;  обновлению подходов к оценке качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; программно-методического обеспечения, содержания и технологий образования и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учитывать общие направления развития образования в Свердловской области.

На секции «Оценка и управление качеством образования» обсуждались вопросы, связанные с использованием результатов оценки качества образования на всех уровнях управления качеством образования (региональном, муниципальном, уровне образовательной организации). Деятельность по оценке качества образования была представлена в нескольких аспектах: независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельности; независимая  оценка квалификаций; разработка и внедрение регионального стандарта качества предоставления услуги дополнительного образования детей; модель внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов образования; педагогический мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий как составляющая образовательной программы.

Участники секции подчеркнули значимость информации, получаемой в результате проведения мероприятий по оценке качества образования, для формирования (корректирования) программы развития образовательной организации, а также отметили необходимость формирования региональной системы оценки качества образования с учетом достижений образовательных организаций Свердловской области, успешно реализующих деятельность по оценке качества образования.

На секции «Организация профориентационной работы, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся» в процессе обсуждения  инновационных проектов и промежуточных результатов их реализации участниками секции были отмечены основные идеи, лежащие в основе обновления системы профориентационной работы, предпрофильной и профильной подготовки, деятельности по сопровождению профессионального и личностного самоопределения обучающихся.

В основе проектов региональных инновационных площадок просматриваются единые подходы к обновлению:

  • организационных моделей реализации основных образовательных программ (на основе интеграции урочной и внеурочной, учебной и внеучебной деятельности, ориентации на социальный заказ конкретной территории муниципального образования, использования технологий событийного образования, развития информационной среды организации и др.);
  • системы применения технологий, обусловленных требованиями ФГОС к результатам освоения программ (особенно метапредметным результатам), и технологий проведения профессиональных проб;
  • системы кадрового обеспечения профориентационной работы;
  • системы привлечения к профориентационной работе всех участников образовательных отношений, социального партнерства;
  • системы взаимодействия общеобразовательных организаций  с организациями дополнительного образования.

На секции  «Воспитание и социализация обучающихся» участники обсуждали проблемы и перспективы воспитания как стратегического общенационального приоритета в контексте основных положений Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, а также был представлен опыт инновационных практик воспитания в образовательных организациях, обсуждались трудности в сфере воспитания детей и подростков. Участники секции пришли к мнению, что необходимо перейти от проведения мероприятий, ориентированных на воспитание подрастающего поколения, к разработке системы воспитания с позиций системно-деятельностного подхода.

Участниками секции были высказаны следующие предложения:

  • проводить на регулярной основе научно-практические конференции, объединяющие педагогическую общественность для обсуждения актуальных вопросов воспитания и социализации обучающихся;
  • создать банк инновационных практик воспитания подрастающего поколения, способствовать диссеминации инновационного педагогического опыта на образовательные организации разных уровней;
  • обобщить и распространить модель поликультурной среды образовательной организации;
  • разработать модель единого образовательного пространства посредством интеграции системы урочной и внеурочной деятельности, способствующей реализации системно-деятельностного подхода для успешного воспитания и социализации обучающихся;
  • рассмотреть вопрос о нормативном обеспечении социально-образовательных практик в образовательном процессе, определить их возможную номенклатуру.

На секции «Инновационная среда развития детей дошкольного возраста» были актуализированы вопросы обновления содержания и технологий образования детей дошкольного возраста, расширения спектра вариативных форм дошкольного образования в рамках реализации инновационных проектов, с учетом особенностей развития детей с разными образовательными потребностями, в том числе, одаренных детей. Участники секции приняли решение включиться в сетевое взаимодействие всех субъектов образовательных отношений, инновационных региональных площадок и пилотных площадок института развития образования, участвующих в апробации образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет», разработку моделей инновационной образовательной среды дошкольных образовательных организаций в нескольких направлениях: введения ребенка в мир профессий, познавательно-исследовательской, театрализованной, конструктивно-модельной деятельности, технического творчества как ресурса, ориентированного на развитие детей дошкольного возраста в разнообразных вариативных формах дошкольного образования.

В 2017 году региональными инновационными площадками будут решаться следующие задачи:

  • стимулирование педагогических работников на создание и внедрение инновационных продуктов, обеспечивающих современное качество образовательных результатов;
  • обеспечение открытости и  выстраивание  единой региональной инновационной сети,  масштабирование и тиражирование инновационных практик по проблематике проектов, проведение  вебинаров, видеосессий;
  • обеспечение дискуссионного и переговорного профессионального формата общения  региональных инновационных площадок   на интернет-портале «Навигатор инновационных практик в системе образования Свердловской области».

 

 

 

Опрос

Помог ли наш портал Вам выбрать инновационную практику?
Ответить
Время выполнения php скрипта: 4.9447 секунд