Главная » Проекты инновационной деятельности в сфере образования » Новые практики поддержки и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями » Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 8 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников» » Служба Ранней Помощи


Работа Службы Ранней Помощи в рамках Региональной Инновационной Площадки





Дополнительное образование

детей с особыми возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях

Направление – Новые практики поддержки и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями

 

Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической помощи семьям с детьми раннего возраста

 

Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования. В последние годы в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. По данным официальной статистики, численность детского населения неуклонно сокращается, а распространенность патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается.

В настоящее время в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений развития у детей. К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3–5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.

В 2019 году на базе МАДОУ детского сада 8 было открыто структурное подразделение «Служба ранней помощи» (далее по тексту – СРП).

Для организации деятельности СРП учреждение обеспечило необходимые условия: оборудовали кабинет Службы ранней помощи  и  санитарно-гигиеническое помещение для семей,  посещающих Службы. Благодаря участию в региональном проекте на создание Службы ранней помощи, было получено оборудование. Для оказания ранней помощи с учетом специфики и численности обслуживаемых детей и семей, укомплектован штат: руководитель СРП, педагог-психолог, учитель – логопед, специалист по адаптивной физкультуре. Специалисты имеют соответствующее образование и квалификацию.

Цель работы Службы ранней помощи – оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 2 мес. до 3 лет жизни, для содействия его оптимальному развитию и социализации в обществе.

Задачи службы:

  1. Информировать родительские, общественные и профессиональные организации о работе службы ранней помощи, ее миссии, целях и задачах.
  2. Формировать позитивное отношение к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
  3. Взаимодействовать с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования.
  4. Планировать и организовывать процесс комплексной диагностики функционирования семьи и развития ребенка групп риска и ребенка с выявленными отклонениями в развитии.
  5. Оказывать комплексную помощь ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
  6. Оказывать информационно-просветительскую, консультативно-методическую и психотерапевтическую помощь в семье, сопровождать ее на всем протяжении нахождения в службе.

Служба ранней помощи основывает свою работу на следующих принципах:

 -  открытости – способности к обмену информацией с социумом, специалистами внутренней службы, родителями.

- партнерства – установление партнерских отношений с организациями, родительскими комитетами, семьей, ребенком и его ближайшим окружением;

- командного междисциплинарного подхода – совместной комплексной работы специалистов, разделяющих общую миссию, цель и задачи деятельности СРП. Каждый специалист и педагог СРП выполняет свои, четко обозначенные функции, но при условии постоянного взаимодействия, согласования и координации своих действий с действиями других членов команды;

- принцип активного сотрудничества с семьей – в ходе коррекционно-развивающей работы родители осваивают способы развивающего взаимодействия с ребенком, приемы коррекционной работы дома, а также создают в соответствии с рекомендациями сотрудников СРП необходимую коррекционно-развивающую среду для ребенка;

- добровольности – выстраивание отношений с организациями-партнерами, семьей и социальным окружением ребенка на добровольных началах при обоюдном желании;

- конфиденциальности – неразглашение служебной профессиональной информации о ребенке и его семье. Эти сведения используются только сотрудниками СРП в процессе планирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.

Стратегия СРП в нашем ДОУ включает в себя следующие этапы:

1. Записаться и посетить первичную консультацию с целью определения потребности ребенка (семьи) в услугах ранней помощи. Ранняя диагностика позволяет выявить различного рода проблем у детей, определить причины их возникновения. Такую форму работы на начальном этапе проводят специалисты: педагог-психолог и учитель –логопед с обязательным участием родителей (законных представителей)

2. Далее определяем нуждаемость ребенка в создании индивидуальной программы   и ее реализации, направленную на преодоление проблем в развитии ребенка.

Зачисление семей с детьми в службу производится на основании заявления родителей, определяемым Уставом учреждения. Прием в нее может проводиться в течение всего года, по мере поступления заявлений от родителей.

Также в рамках СРП специалистами осуществляется консультирование родителей (законных представителей) по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста без реализации индивидуальной программы. Консультирование родителей является одной из форм профилактики по преодолению трудностей в развитии ребенка раннего возраста.

Служба ранней помощи оказывает специализированную помощь детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (с выявленными ограничениями жизнедеятельности); с инвалидностью; имеющими риск возникновения нарушений развитии в более старшем возрасте.

Эффективность СРП  детям также определяется адекватностью, индивидуальной направленностью, пролонгированностью, междисциплинарностью, согласованностью работы «команды» специалистов и родителей на всех этапах работы с ребенком.

Вся интересующая информация о Службе Ренней Помощи размещена на сайте.

Малютина Елена Анатольевна

педагог-психолог МАДОУ детский сад 8,

городской округ Красноуфимск

 

Опрос

Помог ли наш портал Вам выбрать инновационную практику?
Ответить
Время выполнения php скрипта: 4.7011 секунд