Дополнительное образование
детей с особыми возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях
Направление – Новые практики поддержки и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями
Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической помощи семьям с детьми раннего возраста
Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования. В последние годы в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. По данным официальной статистики, численность детского населения неуклонно сокращается, а распространенность патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается.
В настоящее время в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений развития у детей. К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3–5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.
В 2019 году на базе МАДОУ детского сада 8 было открыто структурное подразделение «Служба ранней помощи» (далее по тексту – СРП).
Для организации деятельности СРП учреждение обеспечило необходимые условия: оборудовали кабинет Службы ранней помощи и санитарно-гигиеническое помещение для семей, посещающих Службы. Благодаря участию в региональном проекте на создание Службы ранней помощи, было получено оборудование. Для оказания ранней помощи с учетом специфики и численности обслуживаемых детей и семей, укомплектован штат: руководитель СРП, педагог-психолог, учитель – логопед, специалист по адаптивной физкультуре. Специалисты имеют соответствующее образование и квалификацию.
Цель работы Службы ранней помощи – оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 2 мес. до 3 лет жизни, для содействия его оптимальному развитию и социализации в обществе.
Задачи службы:
Служба ранней помощи основывает свою работу на следующих принципах:
- открытости – способности к обмену информацией с социумом, специалистами внутренней службы, родителями.
- партнерства – установление партнерских отношений с организациями, родительскими комитетами, семьей, ребенком и его ближайшим окружением;
- командного междисциплинарного подхода – совместной комплексной работы специалистов, разделяющих общую миссию, цель и задачи деятельности СРП. Каждый специалист и педагог СРП выполняет свои, четко обозначенные функции, но при условии постоянного взаимодействия, согласования и координации своих действий с действиями других членов команды;
- принцип активного сотрудничества с семьей – в ходе коррекционно-развивающей работы родители осваивают способы развивающего взаимодействия с ребенком, приемы коррекционной работы дома, а также создают в соответствии с рекомендациями сотрудников СРП необходимую коррекционно-развивающую среду для ребенка;
- добровольности – выстраивание отношений с организациями-партнерами, семьей и социальным окружением ребенка на добровольных началах при обоюдном желании;
- конфиденциальности – неразглашение служебной профессиональной информации о ребенке и его семье. Эти сведения используются только сотрудниками СРП в процессе планирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.
Стратегия СРП в нашем ДОУ включает в себя следующие этапы:
1. Записаться и посетить первичную консультацию с целью определения потребности ребенка (семьи) в услугах ранней помощи. Ранняя диагностика позволяет выявить различного рода проблем у детей, определить причины их возникновения. Такую форму работы на начальном этапе проводят специалисты: педагог-психолог и учитель –логопед с обязательным участием родителей (законных представителей)
2. Далее определяем нуждаемость ребенка в создании индивидуальной программы и ее реализации, направленную на преодоление проблем в развитии ребенка.
Зачисление семей с детьми в службу производится на основании заявления родителей, определяемым Уставом учреждения. Прием в нее может проводиться в течение всего года, по мере поступления заявлений от родителей.
Также в рамках СРП специалистами осуществляется консультирование родителей (законных представителей) по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста без реализации индивидуальной программы. Консультирование родителей является одной из форм профилактики по преодолению трудностей в развитии ребенка раннего возраста.
Служба ранней помощи оказывает специализированную помощь детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (с выявленными ограничениями жизнедеятельности); с инвалидностью; имеющими риск возникновения нарушений развитии в более старшем возрасте.
Эффективность СРП детям также определяется адекватностью, индивидуальной направленностью, пролонгированностью, междисциплинарностью, согласованностью работы «команды» специалистов и родителей на всех этапах работы с ребенком.
Вся интересующая информация о Службе Ренней Помощи размещена на сайте.
Малютина Елена Анатольевна
педагог-психолог МАДОУ детский сад 8,
городской округ Красноуфимск