Главная » Проекты инновационной деятельности в сфере образования » АРХИВ » 2024 » Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей» » КОНВЕРГЕНТНЫЙ ПОДХОД И ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПОГРУЖЕНИЙ




В современной российской системе образования в рамках целого ряда нормативных документов постепенно формируется новый механизм синтеза различных областей знаний – технологической, производственной и социальной. Одной из приоритетных целей обучения становится получение обучающимися комплексных умений и навыков в предметных дисциплинах, которые раскрывают перед школьниками новые возможности их развития в актуальных научных направлениях.

 

Конвергентное образование – это целенаправленный процесс формирования компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий (Фещенко Т. С., Шестакова Л. А. Конвергентный подход в школьном образовании – новые возможности для будущего // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 11)

 

Методология конвергентного образования:

  • взаимодействие научных дисциплин (предметов), прежде всего, естественных;
  • реализация междисциплинарных проектных и исследовательских практик;
  • взаимопроникновение наук и технологий.

Ключевые принципы конвергентного образования:

  • междисциплинарный синтез естественнонаучного (и гуманитарного) знания;
  • переориентация учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную;
  • модель познания – конструирование;
  • сетевая коммуникация;
  • обучение не предметам, а различным видам деятельности;
  • надпредметные знания;
  • ведущая роль самоорганизации в процессах обучения.

Важно понимать, что перспектива роста возможностей развития человека затронет, прежде всего, экономику, и, как следствие, – образование: потребуются образовательные практики, ориентированные на междисциплинарный подход, высокие технологии, опережающее обучение. Существенно, что новые подходы в содержании, формах, методах, технологиях обучения должны реализовываться уже на школьном уровне. В тоже время, не доопределены механизмы и инструменты образования, мотивирующего школьников к обучению.

 

В связи с этим необходимо уделять внимание не только STEM-дисциплинам, но и развитию мышления и понимания взаимосвязей и процессов, способности действовать в условиях многовариантности и неопределенности, создавая собственный уникальный продукт.

 

Очевиден дефицит «многовариантных, недоопределенных» образовательных ситуаций, в которых каждый учащийся через решение практической задачи или проблемы смог бы проявить инициативу, действовать по собственному замыслу индивидуально или в команде, тем самым развивая навыки ХХI века.

 

Технология межпредметных интегративных погружений (МИП) позволяет моделировать такие ситуации на любом уровне образования.

При последовательной работе с погружениями они могут стать системообразующим элементом образовательной программы школы, основными узлами, к которым стягиваются разные предметные линии.

Технология МИП позволяет преодолеть многие проблемы, с которыми сталкивается современное образование:

  1. Формирует у детей понимание целостности окружающего мира. Позволяет преодолеть предметную разрозненность и выделить общие для многих наук и сфер деятельности понятия, общие методы и способы учебной и практической деятельности.
  2. Увязывает учебный материал с жизнью, с практической деятельностью, что позволяет детям увидеть пользу, практическое воплощение изучаемого в школе материала.
  3. Дает каждому участнику возможность пройти по индивидуальной образовательной траектории (наполнить деятельность своими смыслами и содержанием, проявить собственные способности и реализовать возможности).
  4. Организует разновозрастные детские и детско-взрослые сообщества.
  5. Позволяет привлечь экспертов и специалистов, заинтересованных в теме погружения.
  6. Основано на командной работе педагогов-предметников по согласованию смыслов, содержания, форм работы с детьми, что помогает сгладить несогласованность и несинхронность предметных программ. Подготовка погружения естественным образом становится педагогической мастерской, когда учителя и специалисты обмениваются опытом и идеями для реализации общего замысла, выходя за рамки своих предметов.
  7. Позволяет создать «рваный» ритм школьной жизни, разрывающий предсказуемую учёбу яркими событиями. «Оживляет» школьные предметы и дает дополнительную мотивацию к учёбе для детей, к творческому поиску – для педагогов.

 

Организационная схема реализации заключается в создании в образовательной программе школы межпредметных модулей, предусматривающих командное или индивидуальное решение детьми практических задач с привлечением знаний из разных предметов. Предполагается создание 3-4 межпредметных модулей для каждой параллели с 1 по 9 класс. Объем модуля – 4-6 учебных часов. Объем может варьироваться в зависимости от возраста и содержания деятельности участников.

Межпредметный модуль реализуется в открытом образовательном пространстве в формате образовательного события – межпредметного интегративного погружения (МИП).

Межпредметное понятие и универсальные способы учебной деятельности – стержень погружения. Предметное содержание служит инструментом в достижении целей, помогает создавать уникальный продукт деятельности.

С одной стороны, МИП разворачивается как пространство компетентностных проб обучающихся и позволяет комплексно формировать и развивать универсальные компетентности непосредственно в активной деятельности и взаимодействии.

С другой, - МИП становится оценочным метапредметным событием, позволяющим в режиме «реального времени» оценить предметные результаты и уровень сформированности всех универсальных компетентностей (навыков).

 

Опрос

Помог ли наш портал Вам выбрать инновационную практику?
Ответить
Время выполнения php скрипта: 4.715 секунд