В современной российской системе образования в рамках целого ряда нормативных документов постепенно формируется новый механизм синтеза различных областей знаний – технологической, производственной и социальной. Одной из приоритетных целей обучения становится получение обучающимися комплексных умений и навыков в предметных дисциплинах, которые раскрывают перед школьниками новые возможности их развития в актуальных научных направлениях.
Конвергентное образование – это целенаправленный процесс формирования компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий (Фещенко Т. С., Шестакова Л. А. Конвергентный подход в школьном образовании – новые возможности для будущего // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 11)
Методология конвергентного образования:
Ключевые принципы конвергентного образования:
Важно понимать, что перспектива роста возможностей развития человека затронет, прежде всего, экономику, и, как следствие, – образование: потребуются образовательные практики, ориентированные на междисциплинарный подход, высокие технологии, опережающее обучение. Существенно, что новые подходы в содержании, формах, методах, технологиях обучения должны реализовываться уже на школьном уровне. В тоже время, не доопределены механизмы и инструменты образования, мотивирующего школьников к обучению.
В связи с этим необходимо уделять внимание не только STEM-дисциплинам, но и развитию мышления и понимания взаимосвязей и процессов, способности действовать в условиях многовариантности и неопределенности, создавая собственный уникальный продукт.
Очевиден дефицит «многовариантных, недоопределенных» образовательных ситуаций, в которых каждый учащийся через решение практической задачи или проблемы смог бы проявить инициативу, действовать по собственному замыслу индивидуально или в команде, тем самым развивая навыки ХХI века.
Технология межпредметных интегративных погружений (МИП) позволяет моделировать такие ситуации на любом уровне образования.
При последовательной работе с погружениями они могут стать системообразующим элементом образовательной программы школы, основными узлами, к которым стягиваются разные предметные линии.
Технология МИП позволяет преодолеть многие проблемы, с которыми сталкивается современное образование:
Организационная схема реализации заключается в создании в образовательной программе школы межпредметных модулей, предусматривающих командное или индивидуальное решение детьми практических задач с привлечением знаний из разных предметов. Предполагается создание 3-4 межпредметных модулей для каждой параллели с 1 по 9 класс. Объем модуля – 4-6 учебных часов. Объем может варьироваться в зависимости от возраста и содержания деятельности участников.
Межпредметный модуль реализуется в открытом образовательном пространстве в формате образовательного события – межпредметного интегративного погружения (МИП).
Межпредметное понятие и универсальные способы учебной деятельности – стержень погружения. Предметное содержание служит инструментом в достижении целей, помогает создавать уникальный продукт деятельности.
С одной стороны, МИП разворачивается как пространство компетентностных проб обучающихся и позволяет комплексно формировать и развивать универсальные компетентности непосредственно в активной деятельности и взаимодействии.
С другой, - МИП становится оценочным метапредметным событием, позволяющим в режиме «реального времени» оценить предметные результаты и уровень сформированности всех универсальных компетентностей (навыков).