Главная » Проекты инновационной деятельности в сфере образования » АРХИВ » 2024 » Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Каменск-Уральский политехнический колледж» » Содержание и методы реализации инновационного проекта




Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в систему профессионального образования предполагает повышение качества подготовки специалистов, удовлетворение образовательных запросов личности, общества и государства. В Российской Федерации образовательные стандарты на протяжении ряда лет определяют основные цели и направления развития содержания образования. Процесс обновления профессионального образования в связи с внедрением требований ФГОС требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствования сопровождения субъектов образовательного процесса в профессиональных образовательных учреждениях, вставших на путь внедрения инноваций. Это, в свою очередь, ставит перед профессиональным образовательным учреждением проблему необходимости непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов и использование современных форм взаимодействия с обучающимися, для обеспечения качества обучения в соответствии с современными требованиями рынка труда.

И разрешить данную проблему возможно, лишь создав в образовательном учреждении специальные условия сопровождения и обеспечения совместной деятельности  субъектов образовательного процесса. Одной из таких форм взаимодействия, является процесс наставничества.

В настоящее время существует различные определения наставничества, например:

  •  НАСТАВНИЧЕСТВО Форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи, осуществляемая старшим поколением. С психологической точки зрения НАСТАВНИЧЕСТВО – это доверительное общение двух поколений с целью передачи профессионального опыта и нравственных норм 
  • НАСТАВНИЧЕСТВО —форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профтехучилищах и т.п.; индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих над отдельными молодыми рабочими или их группами.
    • Наставничество —  процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества;  форма взаимоотношений между учителем и учеником.
    • Наставничество — это форма развития талантов через сотрудничество с успешными профессионалами
    • Наставничество — метод изучения профессии за счет работы с профессионалом либо под наблюдением опытного человека

Учитывая компоненты педагогической деятельности, предлагается модель методического сопровождения педагогов

 

Модель наставничества формируется и структурируется в соответствии с запросами социума и рынка труда. Работа наставника есть сложнейшая психическая реальность, представленная в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных элементов:

- профессионального самосовершенствования;

- личность самого педагога;

- психолого-педагогическое общение.

Все они объединены единой глобальной задачей развития личности наставляемого, но не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируются, а вступают в сложные отношения. При этом каждое из них в процессе труда выступает то предпосылкой, то средством, то результатом развития.

Формы наставничества в данной модели:

1. Организация поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, семинары, др.). Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные и пассивные.

  • Пассивные:

- ознакомлением с достижениями развития специальностей, профессии,

- анкетирование (другие формы опроса) и т.д.,

  • Активные:

- дискуссии, стажировки;

- деловые игры, профессиональные конкурсы;

- тренинги и т.д.

В предлагаемой модели предпочтение отдается активным формам.

2. Создание организационных (работа ресурсныхили информационных центров) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях: курсы, конференции, окружные методические объединения, круглые столы, семинарыпрактикумы и т.д.

3. Оказание методической поддержки (тьюторство) для педагогов (студентов, социальных партнёров)- наставников.

4. Информационная поддержка участия наставников в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.

5. Психолого-педагогическое сопровождение, включающеепсихолого-методическую помощь, связанную с внедрением требований ФГОС (как в сфере взаимодействия, так и во взаимоотношениях с обучающимися), и профилактическую направленность, связанную с приобретением педагогами навыков эмоционального саморегулирования, развитием способности сохранять и активизировать компенсаторные, защитные и регулятивные механизмы с целью сохранения эмоциональное здоровье, профессионального долголетия.

         Каждое из направлений наставничества осуществляется через реализацию определенной целевой программы или определенной организации формы взаимодействия.

                   Для оптимизации процесса контроля предусматриваются специальные меры управления реализацией модели наставничества: формы представления промежуточных и итоговых результатов и отчетность по ним на заседаниях ЦМК, собеседование по реализации программы профессионального и личностного роста участников процесса наставничества.

         Важными структурными компонентами модели  наставничества являются:

  1. индивидуальная научно-методическая и опытно-экспериментальная работа наставников, которая осуществляется через:
    • разработку индивидуальных программ наставничества;
    • в выборе индивидуальной методической темы;
    • в создании «портфолио» достижений наставляемого;
    • в повышении квалификации по индивидуальной теме;
    • участие в профессиональных конкурсах.
  2. микрогрупповая работа педагогов:
  • оказание методической помощи в разработке и реализации программ;
  • разработку учебных проектов;
  • проведение интегрированных уроков;
  • оказание методической помощи при подготовке к конкурсам, олимпиадам и др.;
    1. исследовательская деятельность в рамках работы ЦМК связанная с:
  • разработкой программ по ОПОП;
  • работой над методической темой;
    1.  коллективная научно-методическая работа включающая:
      • информационное  сопровождение педагогов;
      • участие в педагогических советах;
      • научно-практических конференциях;
      • работа над единой методической темой;
      • проведение мониторинговых исследований.

Мониторинг процесса наставничества является стержнем модели, позволяющей своевременно корректировать и направлять деятельность, используя методы побуждения,  а по результатам поощрять или наказывать, используя систему стимулирования.

В данной модели приоритет необходимо отдать более гибким методам целевой мотивации персонала – «показ перспектив» и «методу партнёрства», который в отличие от соревнования, организует в коллективе сотрудничество.

Для этого необходимо педагогам раскрыть социальную значимость целей процесса наставничества, описывая или показывая, что ожидает ОУ, и лично данного наставника в случае, если он поступит определённым образом, выберет некоторую модель поведения, освоит то или иное педагогическое новшество. Партнёрство во взаимодействии сотрудников предполагает взаимную ответственность, взаимопомощь, совместное решение общей для группы педагогов проблемы, выполнение каждым части общего дела, стремление не подвести коллегу-партнёра, что особенно важно при освении обучающимися профессиолнальных модулей / компетенций по ОПОП.  

Другой особенность данной модели наставничества является показатель результативности–  её востребованность участниками данного процесса.

 Это можно выявить только при организации совместной деятельности с социальными партнёрами на добровольной и взаимовыгодной основе  и анкетированию выпускников и работодателей .

Таким образом:

Модель наставничества включает 4 блока, пронизанных мониторингом результатов деятельности.

Условиями эффективности данной модели является:

- использование методов побуждения, особенно «показа перспектив» и

 « организации партнёрства»;

- применение прозрачной  системы морального и материального стимулирования наставников;

- востребованность и признание продуктов наставничества обучающимися и потенциальными работодателями.

Данная модель является открытой системой, предполагающей  связь между профессиональными сообществами и конечными потребителями.

Предложенная модель наставничества:

- включает  эффективные методы управления деятельностью наставников и формы методической работы,   обеспечивающие принцип непрерывности  профессионального совершенствования,

- учитывает мотивационный и ресурсный механизм поддержки инноваций, направленных на повышение степени адекватности образовательного процесса в колледже запросам субъектов внешней среды (способствовать повышению качества образования и конкурентоспособности выпускников на рынке труда).

Опрос

Помог ли наш портал Вам выбрать инновационную практику?
Ответить
Время выполнения php скрипта: 5.5688 секунд